возрастные особенности

Возрастные особенности детей школьного возраста (11-15 лет)

Мы, должны понимать, что вступление в годы отрочества - это словно второе рождение человека. Первый раз рождается живое существо, второй раз - личность, гражданин, активная, мыслящая.

Мы не учим наших детей нормам морали с той настойчивостью и открытостью, с какой делали наши менее образованные предки.

Правила человеческого общежития делаются для ребёнка живыми только тогда, когда они произносятся, идут от человека, его касаются.

Библейские апостолы адресовали своим ученикам поучения и моральные предписания без особых хитростей, напрямую.

А вот отрывок из поучения Владимира Мономаха, киевского князя 12 века:      «Есть и пить без шума великого; при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много; глаза держать книзу, душу ввысь, избегать суеты».

Мы же сегодня, шагая по стезе учёных диссертантов, пытаемся привить ребятам высокие моральные качества, не называя самих требований. Показываем в мультфильме петуха, который обидел цыплёнка, и говорим: это плохо. Ребёнок должен сам перенести требования морали на себя, на человека, чего он не может или не хочет. Не задумываемся мы и о том, насколько сильно воздействует на сознание подрастающих граждан мораль, преподносимая с экрана поросятами Хрюшами, зайцами Степашками, собачками Филями и котами Цап - Цапычем. Образы эти прекрасные, но за них говорят актёры талантливые, тонкие, но именно эта талантливость ещё сильнее заставляет детей верить, что они имеют дело с миром животных. А правила человеческого общежития делаются для ребёнка живыми только тогда, когда они идут от человека, его касаются, им произносятся.

Церковь никогда не боялась диктовать нормы поведения и диктует их с такой же прямотой своей пастве и сейчас: не убий, не укради. Мы же светскую мораль так открыто проповедовать словно стесняемся. У нас другой принцип: убеждай. И не потому ли в школьном букваре, с которого дети начинают путь в школе, читаем фразы вроде «Мама моет раму, тогда как для дела было бы полезнее написать «Маша моет посуду» ,  «Митя маму не обманывает». А сказки чему учат?! Лежи на печи и ешь пироги.

К сожалению, наш соотечественник сегодня не найдёт в книжном магазине пособия, излагающего одно за другим все правила достойного поведения человека в обществе. «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского давно подзабыто.

 

Мы не учим наших детей нормам морали с той настойчивостью и открытостью, с какой делали наши менее образованные предки. В век, когда искусственные спутники летают над планетой, когда космические корабли достигли Луны, Марса, Венеры, в любом населённом пункте нашей страны мы найдём исписанные краской стены домов. А что представляют подъезды наших с вами домов? Наши дети во многих случаях ведут себя в общественных местах, как стадо павианов, неведомо как попавших из джунглей. Но никто - ни родители, ни школа - не дают толком представления о сложном комплексе требований морали, знание и соблюдение которых отличает человека разумного от человека скотоподобного.

К сожалению, претензий к семье в этом вопросе предъявить нельзя. Сами взрослые, ставшие ныне родителями, не получили от старших такого рода поучений.

Вот школа, которая сегодня впрягла наших детей в постижение мира, должна была, более того, была обязана начать знакомить их с жизнью с поучений морали. Не с азбуки и дифференциации, а именно с морали. С изложения правил жизни и общественного бытия.

Мы часто рассуждаем, какие хорошие ребята были в младших классах спокойные, уравновешенные, внимательные, чуткие, а теперь как будто их кто подменил: они уже не они - своевольные, нередко грубые и дерзкие, болезненно самолюбивые, нетерпимые как к требованиям учителя, так и слабостям товарища, резкие и прямолинейные в суждениях об окружающем мире, особенно о поведении старших.

Во-первых, подростки недоброжелательно относятся к старшим, будь то родители или педагоги, если те пытаются регулировать их поведение прямым указанием или резким требованием. Да, отсюда их ершистость, непослушание, заносчивость. Здесь целесообразно обоснованно, настойчиво, сохраняя спокойствие, разъяснять ребятам моральные нормы и правила, осуществляя тактичный контроль за поведением ребят.

 

 

Во-вторых, подростки отличаются высоким чувством коллективизма, дорожат мнением коллектива, понимаем класса, в то же время стремятся утвердить своё достоинство среди сверстников.

В-третьих, общий интеллектуальный и духовный рост, расширение сферы общения и межличностных отношений способствуют развитию самосознания подростков, заставляют задуматься о своём призвании и о будущем.

В-четвёртых, ребята в этом возрасте строго и критично относятся к недостаткам вообще, в том числе сверстников и взрослых, не замечая собственных недостатков. Вот почему в общении с ними важно развивать самокритичность, принципиальность, требовательность, побуждать детей к самовоспитанию.

В-пятых, ребята в этом возрасте обязательно мечтают о профессиях модных: моделях, банкир и т.п. Они видят своё будущее в каком-то необычном, возвышенном, романтичном свете. Исходя из понимания этого в содержании общения с подростками большое место должны занимать проблемы выбора профессии.

В этот период ( а он может колебаться год туда - сюда) происходит переход от детства к юности. Именно поэтому средний        школьный возраст называют переходным периодом, возрастом отрочества.. Как раз наши девятиклассники находятся в этом возрасте: у них завершается этот период, они физически уже практически во взрослой жизни, но по своему моральному развитию и воспитанию ещё находятся далеко не в юношеском возрасте, который последует за подростковым, за отрочеством. По этой причине я хотел бы остановиться на некоторых особенностях переходного подросткового возраста.

Всматриваясь в глаза подростков — вчерашних детей, я старался найти объяснение тому удивительному скачку, который совершается в человеческой природе в годы отрочества от 10 до 15 лет. Я часто не узнавал в подростке вчерашнего ребёнка: и глаза не те, и голос уже не тот, и - самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы - всё качественно иное, а мы старшие всё по-прежнему смотрим на него как на ребёнка и говорим Эдик, а он уже желает, чтобы его называли Эдуардом.

Мы, должны понимать, что вступление в годы отрочества - это словно второе рождение человека. Первый раз рождается живое существо,   второй раз - личность, гражданин, активная, мыслящая, личность, которая видит не только окружающий мир, но и саму себя.

 

Первый раз при рождении человечек заявляет о себе криком: «Вот я заботьтесь обо мне, я беспомощный, не забывайте обо мне ни на минуту, берегите меня, сидите затаив дыхание у моей колыбели».

Родившись во второй раз, человек заявляет о себе совершенно иначе: «Да не ходите вы за мной, не опекайте меня, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пелёнками присмотра и недоверия, не поминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мною высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу её, думаю о ней, хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше люди видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. И мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну свое вершины, если буду опираться на плечи сильного и мудрого человека. Но мне боязно об этом сказать. Мне хочется, чтобы считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

Вот что сказал бы подросток, если бы он умел сказать о том, что его волнует, и если бы - самое главное - он захотел об этом откровенно обо всём сказать или мы ему помогли.

В период до 15 лет, иногда у мальчиков до 16, наблюдаем бурный скачок в анатомо-физиологическом развитии. Это прежде всего стремительный рост в высоту. Природа словно торопится завершить своё творение и в этой спешке не замечает, что в статуе, которая выходит из-под её резца, много недоработок, корявость - черты человека обозначены резкими штрихами. Но природе некогда, она не занимается шлифованием того, что сделано. Кости растут так быстро, что мускульная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого у подростков часто болят мускулы, что удивляет и пугает их родителей. Резко меняется и весь внешний вид подростка, особенно мальчиков: его фигура становится нескладной, долговязой, руки и ноги длинными и тонкими, он не знает, куда их девать,

Если учесть, что в эти годы подросток с особенным вниманием всматривается сам в себя, становится понятным, откуда у него возникает недовольство собою, нервозность, раздражительность.

В физиологических процессах, которые совершаются в организме подростка, есть внутренние противоречил. Затраты энергии на рост так значительны, что подросток часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха, специального режима питания и сна. Объём сердца резко увеличивается, а кровеносные сосуды остаются почти что того же объёма, что и год-два назад. В связи с этим у подростка нередко повышается кровяное давление. Это повышение временное, организму нелегко к нему приспособиться, и подросток ощущает головокружение, у него нарушается

 

пищеварение, нередко бывают боли в животе, в отдельных случаях замечается аритмия.

Подросток с тревогой чувствует, что с ним происходит что-то неприятное, но что - ему непонятно. И хорошо, когда рядом есть старший товарищ, с которым можно поделиться, который объяснит.

Особенно влияет на духовную жизнь подростка такой физиологический процесс, как начало половой зрелости. Влияние этого процесса на мышление, эмоции, взаимоотношения со взрослыми и ровесниками огромное.

Глубокие физиологические процессы захватывают и нервную систему подростка, Происходят бурные изменения в коре полушарий головного мозга. Природа делает всё, чтобы человек мог перейти от образного детского мышления к мышлению абстрактному. Появляется важная особенность мышления: стремление соотносить всё, что совершается в окружающем мире со своей личностью, с внутренним миром мыслей, чувств, переживаний.

Это психологи называют САМОУТВЕРЖДЕНИЕ подростка, т. е. духовное развитие личности человека. Это прекрасно. Но такой процесс является причиной ряда противоречивых явлений, которые доставляют много тревог и родителям, и учителям. В сознании подростка рождается мысль: я такая же личность, как и мой отец, как мой учитель, как и каждый взрослый человек. Эта мысль приходит внезапно, как открытие, она ошеломляет, удивляет подростка, рождает рой новых мыслей. В детстве человек мысленно никогда не сравнивает себя с отцом, мамой, учителем так, как сравнивает подросток. Мысль подростка о том, что он такая же личность, как и любой взрослый человек, будто снимает с пьедестала и родителей , и учителей. Подросток начинает внимательно присматриваться к старшим и замечает у них много недостатков а мы кажемся себе идеальными, и по-прежнему требуем безусловного подчинения). И чем больше видит он других людей, тем внимательней присматривается к самому себе - и далее мысль прошу не пропустить - НО ЭТОТ ВЗГЛЯД НА СЕБЯ ДАЛЕКО не всегда рождает желание стать лучше. Возраст наших детей как раз на раздарожжы (па беларуску кажучы), на перекрёстке всех дорог. Куда они пойдут и многие другие? Всё зависит от нас, взрослых, от той ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ среды, от влияния коллектива, от той материализации моральных богатств и ценностей, которые несём мы, учителя и родители.

Подросток - это, образно говоря, цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно задолго до того, как он начнёт цвести. Это всё равно, что садовник, который бросил в землю семя, не зная твёрдо это семя розы или чертополоха, а потом через несколько лет пришёл любоваться цветком, а вместо розы оказался чертополох. Задумайтесь: сколько времени вы тратите на уход за комнатным цветком? Но подростку нужно, кроме поесть -поспать-одеться, ещё и общение, что важнее. Хватает ли нам времени, терпения, попросту желания вырастить и

 

довести до совершенства наш живой ребяческий цветок? Увы, к сожалению, не всегда.

Хочу заметить одну деталь: я ни разу не сказал, что воспитайте взрослые ребёнка так, чтобы он обладал теми или иными качествами. Почему? лишь по двум ясным причинам:

-   беседа о воспитании того или иного качества в человеке это
отдельный, и довольно, может быть, длительный по времени разговор;

-   иногда понимание того, какими моральными качествами обладать и
принципами должен руководствоваться в жизни человек не совпадают у
родителя и учителя.

Например, нельзя воровать, все согласны, но как по-разному мы понимаем данную моральную категорию на бытовом уровне.

Но об элементарных качествах моральной культуры я скажу.

1. Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Лодырь, дармоед — это трутни, которые пожирают мёд трудолюбивых пчёл. УЧЁБА - ваш первый труд. Идя в школу, вы идёте на работу.

Но нельзя требовать от ребёнка той отметки, которой вы хотите, а той, на которую он может учиться

  1. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и
    беззащитным. Не делайте людям зла, Помогайте в беде товарищу. Уважайте,
    почитайте мать и отца: они дали вам жизнь, они воспитывают вас, они хотят,
    чтобы вы стали успешными людьми нашего общества.
  2. Не будьте равнодушны к людям, которые стараются жить за
    общественный счёт. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об
    интересах общества, кто творит расточительство.
  3. Вы живёте среди людей, Каждый ваш поступок, каждое ваше
    желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем,
    что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания - это радости и слёзы
    ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы
    зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так,
    чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.
  4. Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают
    вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.

Чувство благодарности людям - это родная сестра чувства ответственности, долга, гражданского достоинства.

Вам щедро дают, но от вас и ждут. У вас уже достаточно сил, чтобы делать добро людям.

на страницу РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ