затруднения в учении

ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ЗАТРУДНЕНИЯ В УЧЕНИИ

Все мы, взрослые и дети, имеем в жизни какие-то затруднения: материальные, духовные, семейные, служебные, из которых должен человек находит выход, принимать решения, чтобы эти временные затруднения избежать с меньшими потерями. И если взрослые имеют жизненный опыт и могут найти решение, то нашим детям необходима помощь, а поскольку процесс обучения длительный, то им нужна помощь постоянная, если не ежедневная.

            Я сегодня не буду говорить о детях, которые по своей природе  не могут учиться в обычной школе, или о детях, которые необыкновенно одарённые в своём развитии. Такие дети особые, особенные, и они должны учиться в специальных школах.  Мы  не будем  брать крайние случаи, а мы будем рассматри­вать  обучение среднестатистических в обучении, но мотированных на учение  детей, которые составляют основную, подавляющую массу учеников любой школы. Отмечу, что в моём выступлении есть небольшое противоречие; и если его заметит кто-то, я буду рад. Итак, я приступаю к разговору с родителями. Прошу послушать и педагогов.

Все многообразие человеческой деятельности психоло­ги сводят к трем основным видам — игре, учёбе, труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций  и способностей человека.

Так, для дошкольного возраста ведущей деятель­ностью является игра. По этой простой причине мы в детстве покупаем малышам разнообразные игрушки. И книги то покупаем тоже имеющие в своём содержании игровое начало, без какого-то было большого содержания, но нацеленных на развитие и познание малышом окружающей действительности. Именно в процессе игры у ре­бенка формируется и внимание, и воображение, и произ­вольное управление своим поведением, и все осталь­ное. Если же ребенка, скажем, в 5—6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то, даже если трудовая деятельность будет ему посильна, это поведет к задержке развития, либо к однобокому развитию, либо к какому-то еще искажению. Эта деятельность не мо­жет быть в данном возрасте ведущей, и внутри нее не может идти нормальное психическое развитие. Но элементы трудовой деятельности в плане некоторой подготовки к будущему даже по­лезны, но становиться доминирующей, основной,  полностью вы­теснять собой игровую, она не должна. Но посильная трудовая деятельность должна быть. Например, ребёнок должен приучаться с детства ухаживать за собой: убирать своё учебное место, помогать родителям по дому, в том числе и кормить домашнее хозяйство, чтобы не поучалось так, что учащийся 5 – 7 классов не знает как кормят курей, что картофель растёт в земле, а не на деревьях. Смешно, но  я не шучу. Работая с детьми, я начинаю задумываться, что и мы, взрослые, скоро не будем этого знать, хотя живём в деревне. Не так?  Некоторые дети не знают в начальной школе, что такое поле, пахота, борозна, плуг. Да, не знают, я сам убедился. Это пробелы работы педагогов и пробелы родителей в развитии своих детей. Они не включили детей в такую ознакомительную познавательную трудовую деятельность. Да попросту не рассматривали книги с картинками и не объясняли. Кто-то скажет, а моему ребёнку это совсем не нужно. Но ещё раз обращаю ваше внимание на тему моего сообщения: «ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ЗАТРУДНЕНИЯ В УЧЕНИИ». И если он не имел такой познавательной трудовой деятельности, то он будет иметь зат-руд-не-ния в учении.

            Пример. Я приведу  пример по предмету белорусский язык. Итак, в книге по белорусскому языку  есть предложение. «Жытні колас – аснова зямлі, васілёк – туга па блакіце”. Во-первых, это предложение по смыслу тяжёлое для осознания, понимания. А ту ещё и слова какие-то незнакомые, по крайней мере непонятные. И если ребёнок будет читать самостоятельно, то он не поймёт содержания этого предложения, так как половину слов не знает,  и по этой простой причине домашнее задание не выполнит. Это нам взрослым всё понятно и кажется простым. Тем более слово жито. Спрашиваю, вы знаете вообще, что такое зерно. Ответ: нет. Вы кормили курей? Снова ответ нет. Ребёнок средних классов городской или деревенской школы это должен знать и уметь делать. Безусловно, должен. Хорошо, что учитель знал и объяснил, что такое жито, что такое колос (заметьте, деревенскому ребёнку в  средней школе объясняем  про колос), что такое василёк  и почему он блакитный, потеряв большую часть урока на разъяснение того, что ребёнок уже должен был знать, то есть ребёнок от нас, взрослых,  не получил тех знаний и умений, которые он должен получить в определённый период своей жизни.

Вывод: чтобы ребёнок не имел затруднения в учебной работе                                                                                                    1. ребёнок должен в дошкольный период развиваться  через игру                                                   2. ребёнок должен включаться в познавательную и полезную трудовую деятельность                                                                                                                    3. развитие ребёнка в дошкольный период – важнейшее условие его успешного обучения в школе.

Для ребят школьного возраста ведущей деятель­ностью становится учеба. Это не значит, разумеется, единственной. Ребята младшего школьного возраста много и охотно играют, ребята старших классов с удовольствием включаются в труд — летом нанимаются на разную посильную работу, чтобы помочь семье, и т. д. Все это  нормально,  все  так  и  должно быть.  Все три основных вида деятельности в той или иной мере присутству­ют в жизни человека. Но только один из них является ведущим — учеба. Именно она формирует и определяет сейчас его  психическое развитие. Играми он может заниматься сколько угодно и часто делает это с удо­вольствием, но игры уже не развивают его функций, его способностей, как это было раньше. Некоторые родители радуются, как их чадо умело на компьютеры бомбит в игралки до бесконечности. На  этапе ознакомления, да  они развивают. Теперь они — дань прошлому. Эта роль перешла к учебе. Точно так же элементы трудовой деятельности или временное включение в эту деятельность могут быть полезны, как вкрапленные в сегодняшнюю жизнь кусочки завтрашне­го дня, но определяющую роль в развитии памяти, процессов мышления, внимания, владения своим пове­дением и тому  подобное  они еще не играют. Эта роль пока что принадлежит учебе. Она остается для школьника ве­дущей деятельностью. Бывает, конечно, особенно при современных темпах развития, в условиях всеми от­мечаемой акселерации, что подросток, еще не закончив школу, по существу взял от учебы все, что она могла дать для его психического развития. Необходимость смены ведущего типа деятельности не укладывается жестко в возрастные границы, зафиксированные в свидетельстве о рождении.. К одним она  приходит позже, к другим — раньше. Кое-кому из ребят бывает полезно начать трудо­вую жизнь раньше своих сверстников. Без образования они все равно не останутся — и ПТУ, и техникумы обес­печат таким ребятам законченное среднее образование, гарантируемое законом. Но в общей массе таких слу­чаев не так уж много.

 

Наконец, у взрослых ведущим видом деятельности становится труд.   И опять-таки, это не значит, что тру­довая деятельность должна сделаться единственной. В свободное  время у взрослых людей могут быть свои игр, а учеба, особенно в смысле повышения квалифи­кации, у многих из нас с некоторыми перерывами про­должается практически всю сознательную жизнь.

             Итак, мы ознакомились с понятием о ведущем виде деятельности. Теперь мы можем сделать шаг в интере­сующем нас направлении, чтобы приблизиться ещё ближе к ответу на вопрос: откуда же берётся нежелание учиться?

Попробуем спросить себя,  что происходит — в свете изложенных только что представлений о деятельности при поступлении ребенка в школу. Ответ, наверное, не вызовет особых затруднений. Происходит смена веду­щего вида деятельности. Игра в качестве ведущей дея­тельности уступает свое место учебе. Значит, если про­должить наш анализ в этих же терминах, ребенок, обна­руживающий нежелание учиться, сопротивляется и протестует против этой самой смены ведущей деятель­ности. Сделаем теперь еще один шаг все в том же направ­лении и зададим себе вопрос: почему, собственно, про­тестует ребенок? Чем его не устраивает этот переход? Что,  какие изменения вызывают сопротивление? Чтобы уяснить это, давайте попробуем на минуту поставить себя на место ребенка. Чем характеризова­лась его жизнь, пока он был дошкольником? Несколько утрируя картину, можно сказать: тем, что он делал то, что хотел. Нет, конечно,  не во всем,  не абсолютно.Нормально воспитанный ребенок уже в дошкольном возрасте знает много ограничений. Он знает,  что нельзя баловаться с огнем, газом, электрической розет­кой. Что нельзя шуметь, если бабушка прилегла днем отдохнуть. Что, если мама зовет есть, нужно сразу же идти к столу. И так далее и тому подобное. Но да­же у такого ребенка основное время — свободное. Оно посвящается игре, и взрослые в нее, как правило, не вмешиваются. По крайней мере до тех пор, пока эта игра не принимает опасный или угрожающий характер. А в игре ребенок свободен. Его воля практически ни­чем не ограничена. Он делает то, что ему хочется. Но это в семьях,  где ребенок нормально воспитан.  

А сколько приходится сталкиваться со случаями, ког­да ребенок уже в 3—4 года воспитан, скажем так, как еме нравится. Мне до­водилось видеть семьи, где все электрические розет­ки (их теперь почему-то принято помещать низко на стене) наглухо замазаны замазкой («Он у нас бое­вой,— говорит бабушка не без оттенка гордости за трехлетнего внука.— Как раз гвоздем розетку раско­выряет»). Семьи, где газовый вентиль всегда перекрыт, а ключ от него хранится высоко на шкафу, чтобы не достал ребенок («Не доглядишь, так он все краны на плите   пооткрывать   может»).   Семьи,   где   ребёнок капризничает всякий раз, когда надо садиться за стол, заявляет, что не хочет есть, а потом, когда все поели, милостиво позволяет себя уговорить и разрешает по­кормить с ложечки. Я был свидетелем, как в ответ на замечание внуку о том, что раз бабушка нездорова и у нее болит голова, то нужно в игре обойтись без барабанного боя, сама бабушка слабым голосом произ­несла: «Играй, маленький, стучи... Я ничего, потерплю...» В таких семьях ребенок очень часто свободен уже и за пределами игры. На его поведение не накладыва­ются ограничения  даже в ряде случаев, вызывающих про­тест у многих взрослых. Он очень рано привыкает к тому, что его воля, желание — закон для окружающих. И родные этому часто потакают («Надо его самого спросить, пой­дет ли он в детский садик. А то вдруг не захочет?» — это бабушка о внуке, которому нет еще и четырех лет. «Не знаю, что и делать. Доктор говорит, что случай серьезный и надо в больницу, а моя Ленка не хочет. Как ее уговорить?!» — это про девочку того же воз­раста). В этих случаях ребенок тем более привыкает делать то, что ему хочется. Даже когда это не нравится кому-то из взрослых.

И вдруг—школа. Привычный уклад жизни резко ме­няется. На уроке уже нельзя делать то, что хочется, а нужно то, что велела учительница. То, что надо. А хо­чется тебе этого или нет — это никого не интересует. Учительница сказала открыть тетрадь, значит, надо от­крыть тетрадь, а не книгу, хотя в ней интересные кар­тинки, привлекающие внимание. Учительница велела взять ручку, значит, надо брать ручку, а не яркий цветной карандаш, который лежит рядом. Сказано писать палоч­ки с крючочками — и приходится заняться этим нудным и монотонным делом, хотя так хочется нарисовать в тетради домик, солнышко и собаку возле домика. И так весь урок. Даже на перемене, когда, казалось бы, ре­бенок предоставлен сам себе, действует масса ограни­чений. Надо обязательно выйти из класса, хотя, может быть, хочется посидеть и порисовать. Нельзя бегать, затевать возню, громко кричать, и т. д. и т. п. Но в школе еще ничего. Дети обычно быстро усваивают, что школа — это место,  где  порядки другие,  нежели  дома: и хочешь не хочешь — этим порядкам надо подчиняться. Да и пример других ребят действует в нужном направ­лении. А вот дома... Дома, где ребенок на протяжении всей своей пока что еще небольшой жизни мог делать то, что ему хочется, теперь, оказывается, он тоже дол­жен делать то, что совсем не хочется, но надо. Ему хочется пойти гулять, а надо садиться и писать уже надоевшие в школе палочки с крючочками. Хочется играть с кошкой, а нужно зачем-то узнавать, сколько осталось у мамы яблок, после того как она одно отда­ла сыну, а другое дочери. Хочется посмотреть интерес­ную передачу по телевизору, а приходится вновь и вновь отрабатывать опостылевшее чтение: «Ма-ма  мы- ла  ра-му». Пускай моет, а я погуляю. А что привлекательного, интересного в этих занятиях — писать палочки, решать арифметиче­скую задачу, заниматься отработкой послогового чте­ния? Представьте себя на месте ребенка—и вы отчет­ливо поймете, что ничего интересного, а надо. И при этом сложно. Да, очень сложно. Сложно и неинтересно. Как в такой ситуации легче поступить? Сами можете ответить. Я отвечу за себя: лучше погуляю, а палочки и таблица умножения подождут, пусть учит их Мария Ивановна и моет раму.

Только не пытайтесь судить об этом с высоты своих взрослых лет. Это нам теперь кажется, что написать три строчки палочек с крючочка­ми — это раз плюнуть, что вычисления в пределах пер­вого десятка — легче легкого, а читать по складам — тем более. Да, нам, взрослым, это легко. А каково при­ходится малышу? Посмотрите на него, сколько сил он затрачивает, когда пишет пресловутые крючочки, как напряжено все его тело. Не только работающая рука — вся фигура его выражает напряжение. Мышцы скованы. Выводя линию, он помо­гает себе головой, ногами, высунутым языком. Нет, совсем не просты для ребенка те вещи, которые стар­шим кажутся такими легкими. Учеба с самого начала требует от школьника больших усилий, для него это самая настоящая работа, ничуть не менее утомительная и напряженная, чем для взрослых их работа на произ­водстве.

Итак, если мы хотим понять ребенка, то мы должны уразуметь, что учение для него совсем не легкое и не простое дело.

Ну,  а дальше возникает следующий вопрос: а что, собственно, побуждает ребенка заниматься этой труд­ной для него деятельностью? Что для него является движущим мотивом учения?

Вот здесь мы подходим к очень важному моменту нашего рассуждения. Процесс учения – это сложный, иногда непосильный, трудный, мучительно тяжёлый труд. Трудно правильно и чисто выполнять все грамматические упражнения. Трудно запоминать таблицу умножения. Всё трудно. В учёбе лёгких моментов не бывает. Недаром народная мудрость зафиксировала это в пословицах: «Учение горько, но плоды его сладки»,       «Тяжело в учении – легко в бою». Вот от того, что учение горько часть ребят откажется от будущих сладких плодов. Когда-  же они будут?! Неизвестно. А время уже побежало, уроки по этой теме прошли уже, и другие ребята впереди. А рассказы о том, что станешь умным, получишь образование, будет лёгкая и денежная работа -  для него лишь сказки.  Теперь мы подошли к центральному моменту нашего рассуждения. Кто из ребят справится с трудностями учебы, а кто спасует и начнет от них всячески уклонять­ся, демонстрируя необъяснимое для многих взрослых нежелание учиться? Наверное, после всего сказанного ответ не составит большого труда. В самом первом приближении можно сказать: те, кто приучен преодо­левать трудности, справятся; те, кто не приучен к обя-за-тель-ности  или плохо приучен к ним, понятно что будет. Здесь я задаюсь вопросом: что первично – знание или психологическое воспитание?

Может быть, это несколько громко сказано — пре­одолевать трудности.Поэтому уточним сказанное. Если ребенок с малолетст­ва приучен, когда это требуется, делать то, что надо, а не то, что ему захотелось, то он, поступив в школу, справится и с тем, что, согласно той же пословице, «учение горько». Он без труда сможет заставить себя отсидеть за неинтересным упражнением или задачей столько, сколько нужно, чтобы сделать их как следует. Конечно, и у таких детей возникают трудности в учебе. Но эти трудности носят совсем другой характер. Они обычно связаны с несформированностью учебной дея­тельности, неумением выделять учебную задачу или предмет усвоения. Но такие ребята хотят учить­ся. И никогда не пытаются уклониться от помощи, пред­лагаемой им старшими. Поэтому рано или поздно эти трудности будут преодолены. Они понимают: раз сказали старшие, что это нужно делать – они делают.

Совсем   в   ином   положении   окажутся   те   дети,   кто не  был  приучен  до  школы  делать то,  что нужно,  а не то, что хочется. Как может заставить себя делать совсем неинтересные  примеры  или  упражнения ребенок,  кото­рый  привык делать  только  то,  что ему  хочется,  от ко­торого приходилось прятать газовый ключ и замазывать розетку    замазкой,    которому    разрешалось   стучать    в барабан   над  головой  больной  бабушки  и  который  мог позволить  себе   в  обед  измываться  над  всеми  членами семьи?   Нужные   психологические   механизмы   у   такого ребенка   просто   не  сформированы. Всякий   раз,   садясь за уроки, ему нужно выдерживать мучительную борьбу с собой, нужно преодолевать себя, а такая борьба даже для взрослого тяжела и изнурительна. А ребенок к ней и вовсе не готов. Удивительно ли,  что он начинает ста­раться всячески избежать всего этого. Я вспоминаю сына,  который  в  минуту откровенности спрашивал у меня, директора школы (когда я  начал пытаться приучить сына регулярно делать домашние задания:

- Скажи, папа, а когда ты был маленьким, тебя тоже вот так мучили уроками? Увы, я вспоминаю себя и задумываюсь: «А меня и никто и никогда дома не заставлял делать уроки, хочешь  – учи, не хочешь – не учи».  Для отдельных ребят весь мир разделился на   мучеников   и   мучителей.   Мученики — дети,   мучите­ли — взрослые.  Взрослые мучают детей только потому, что они большие и сильнее их. Способ мучения — уроки. Мы сами мучились. Естественно, что такие ребята стараются, как только могут, уклонить­ся от уроков подобно тому, как мы стараемся уклонить­ся   от   всего,    что   причиняет   боль   и   травмирует   нас.

Должен заметить в отступлении, что многие из этих  ребят сами, без поддержки родителей, даже более того — вопреки  тому  воспитанию,  которое дали  родители,   на­учатся в конце концов этой, казалось бы, простой вещи: делать то, что нужно, а не то, что в данный момент хочется. По крайней мере,  в отношении заданных на дом уроков — научатся. Но какой мучительный будет для ре­бят этот процесс, какая ломка самих себя им предстоит! А у многих он затянется на несколько лет или даже останется так до конца и не сформированным. Такие ребята в принципе могут заставить себя заниматься, но это всегда будет требовать от них больших усилий. Им проще обеспечить себе сносное существование при ми­нимальной затрате усилий: освоить технику списывания у соседей, ответа по подсказкам и т. п. Сколько таких ребят в наших школах?   Брак и в профессиональной работе учителя, но прежде всего брак в воспитательной работе родителей.  Отдельные ребята, пусть их единицы, школу окончат, но без нужных знаний, без умения работать, без привычки напрягаться и затрачивать уси­лия для достижения желаемого результата. Он — потен­циальный неудачник в жизни. У него всегда во всём кто-то виноват будет   ( я часто слышу: я мало получаю. Отвечаешь  такому человеку – так зарабатывай. Ответ: пусть дадут лучшую работу. Так и хочется сказать: а может за тебя и пусть пережуют и в рот положат), лучше пошёл чарку садонул и никакие усилия не нужны. Вспоминаю картину  сентября месяца. Магазин, около 17 часов, очередь, женщина берёт четыре бутылки водки, четыре помидора и несколько пачек сигарет. И то ли хвастаясь, то ли оправдываясь, говорит: « Это у моей дочери (называет имя) День рождения». Это было отступление.

       После   всего   сказанного   должно   быть   понятно,   что является главным звеном в решении интересующей нас проблемы.   Если   у   человека  не  сформирован   какой-то навык,   то   надо   заниматься   выработкой   этого   навыка, а  не объяснять снова и снова,  как плохо,  что этого на­выка  нет.  Или  тем  более  наказывать  за то,  что он  от­сутствует. Если ваш сын  не умеет плавать,  значит, надо учить его этому,  а не попрекать без конца тем, что он не может плавать, или внушать ему необходимость этого с помощью ремня. Это понятно.

Что же касается несравненно более сложного — внутреннего,  психологического навы­ка, каким является умение учиться и управление собою (много  раз  упомянутый  навык делать  то,   что  нужно,  а не   то,   что   хочется),   то   здесь   нам,   взрослым,   логика часто  изменяет.  Нежелание учиться,  как  правило,  явля­ется результатом отсутствия этого  навыка.  Значит,  при­лагаемые  усилия  должны  быть  сосредоточены  на  том, чтобы   его  сформировать.  Усилия  же,  направленные  на бесконечные объяснения,  что учиться нужно,  интересно и  полезно,  или  на попытки  добиться  этого с  помощью угроз  и  наказаний,   желаемого  результата  принести  не могут. Не могут принципиально. Потому что направлены совсем не туда, куда требуется. Потому, что игнорируют психологическую   причину,    лежащую   в   основе   неже­лания учиться.

            Итак, второй вывод: желание и умение учиться зависит от общего психологического состояния, а, проще горя, общей культуры воспитания. Прошу:  подумайте, она есть у вашего ребёнка?

Продолжим.

Поскольку наш дошкольник стал школьником, то  его необходимо учит учебной деятельности. Несколько примеров.

1. Как выполняют наши ученики упражнения по языку. Посмотрели номер упражнения и пишут, тем более, что учитель  рассказал что делать. Польза будет. Нет. А правило прочитывается и осмысливается перед выполнением? Чаще всего самим учеником, нет, тем более что у некоторых мама под боком.

2. А вот другой пример. Первоклассник выполняет задание по письму. Нужно написать несколько строчек буквы, которую прописала учительница в начале строки для образца. Как ребёнок выполняет? Когда пишет первую букву, смотрит на образец. Вторую пишет – уже смотрит на свою первую написанную букву. Работа ребёнка будет выполнена ужасно, что часто бывает, хотя ребёнок старается.  А почему? Есть простой прием работы:  когда пишешь – смотреть надо всякий раз на букву, написанную учительницей для образца. Ибо если станешь смотреть на свои написанные кривляки, то следующие будут ещё большими кривляками. Это как в столярстве, вам необходимо отпилить семь ровных брусков, и если отрезать последующий примеривая на предыдущий, то у вас получатся все разной длины. Все нужно отрезать только по образцу.

3.  А как учить стихотворение, чтобы легче запомнить?  И лучше  днём учить уроки или вечером? Сначала выполнять трудные или лёгкие уроки?  Письменные или устные? Необходимо утром повторять уроки или нет? Ребёнка всему этому учить надо, особенно на первых порах учения.

            И здесь я уже обращаюсь к  педагогам: наш первейший долг, приступая к любому учебному этапу, дать ребёнку рекомендации, подсказать,  как выполнять лучше то или иное учебное действие. И если ученик, при заучивании стихотворения будет отводить в равной мере время для заучивания каждой строфы, столбика,  то не получится, что начало стихотворения выучено, а конец стихотворения, как обычно, недоучен. А если он ещё его расскажет перед зеркалом как будто перед зрителями, или хотя бы кому-то из членов семьи, то тогда не собьётся в классе.  В этом учебном этапе, уважаемые родители, важную роль играет умение ребёнка  держаться перед аудиторией, т.е. людьми. Увы, многие  из нас даже теряются. А где такой навык приобретается у детей? Я только поставил такой вопрос.

Итак, это общие правила. Но чаще всего у каждого ребёнка они индивидуальны, у каждого ребёнка свои. И вот тут нужны мы им, взрослые. Ау, мы есть взрослые? Посмотрите, много ли нас в зале. .

Да мы заняты. Но кому нужна наша занятость?  И для кого живём? Как бы трудно не складывались семейные обстоятельства,  ребёнок должен расти и формироваться. Мы не можете остановить этот процесс ни на минуту. И всё, что не будет сделано своевременно (неважно, по каким обстоятельствам), наверстать упущенное будет трудно, а может, и просто невозможно.

            Как и не может остановиться учебный процесс. Он идёт дальше каждый урочный час и каждый календарный день. И если ученик не уяснил сегодня что-то, неважно по какой причине, то завтра ему будет труднее, а послезавтра ещё труднее. И возникает интеллектуальная (умственная) пассивность. Что это такое? Это когда одно незнание тянет за собой второе незнание. И наоборот, одно знание влечёт за собой новое знание. И не только знание, но и расширение кругозора.  Например, экскурсия.  На четыре бутылки водки или на суперлото хватает, а на расширение  кругозора своей  личности и своего ребёнка не хватает. К сожалению, этого не понимают и люди с высшим образованием. Минутка воспоминания. В юности садишься с Марией Ивановной  и две недели по Кавказу путешествуешь. Берёшь всю семью и едешь в  Крым, на Чёрное море. Тратишь все отпускные за пару недель. Денег всё равно всегда не хватает. Я и теперь ежегодно одну-две экскурсии совершаю. Сапоги модные сносишь и забудешь. А  поездка – это полезные и  приятные воспоминания. Это была рекламная пауза.

Если ученик слабо  читает, то, несомненно, ему будет трудно уяснить условие математической задачи,  долго это будет делать. Другие же ученики это сделают намного быстрее. Это один  из  наиболее частых случаев приводящих к  слабой  успеваемости или нежеланию учиться. Возникает она чаще как реакция на сильно запущенный материал. Выход есть? Это я  задаю вопрос. И отвечаю: конечно, есть. О  таких путях чуть  позже. Сейчас отмечу о начальном звене:

-  ученик, отлично овладевший умениями беглого чтения и беглого письма в начальных классах, никогда не бывает неуспевающим в старших классах;

            - чем раньше приобретены умения бегло читать и бегло писать, тем выше качество знаний в старших классах, тем больше  у ученика свободного времени на дополнительные занятия;

            - если ученик, заканчивая начальную школу, не овладел прочными умениями  бегло читать, в его умственном труде в старших классах преобладает непонимание прочитанного и зубрёжка, притупляется развитие умственных способностей

Ученик перестаёт понимать, что происходит на уроке, о чём спрашивает учитель, что отвечают товарищи по классу. У него опускаются руки( а это бывает и в хорошо успевающих учащихся по отдельным учебным предметам). И это учащийся не желает больше пытаться понять происходящее в классе, ни думать, ни вообще умственно работать. Есть ребята, которые так  одиннадцать лет и просидят. И ничего устраиваются в жизни. Но речь не об этом. А о том, что делать, если ребёнок хочет учиться и может, а имеет затруднения? Вариантов много. В каждом случае он индивидуален. Главное, чтобы мы, взрослые, были рядом. И  главное не отчаиваться, не опускать руки, а искать выход, не становиться в позу. Искать выход настойчиво, идти к учителю - предметнику, выяснять причины, идти к классному руководителю, идти к завучу школы или директору школы. Только совместными усилиями педагога и родителя мы можем разрешить те проблемы, те затруднения, которые возникают у наших ребят.

Вывод.

  1. Все дети обычной школы могут учиться, кто-то лучше, кто-то чуть слабее.
  2. Успех обучения зависит от общей психологической культуры, воспитания ребёнка
  3. Успех обучения зависит от дошкольной подготовки ребёнка, которая развивается через  игровые упражнения и посильный труд.
  4. Для ученика важна подготовка в начальной школе: умение  бегло читать, писать и умножать
  5. Учиться необходимо ежедневно.
  6. Если есть пробелы в знаниях, то необходимо устранять
  7. И самое главное: ученику необходимо наше педагогическое и родительское внимание и помощь

на страницу РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ