три основные линии

ТРИ ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНА ВЕСТИСЬ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

 

 

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

 

        Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет, в первую очередь, о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

       Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

         В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

       Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

       Что понимается под физической готовностью?

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

        В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

       Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

   Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

    Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.

    В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.

     В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

 2) желание учиться;

 3) управление своим поведением;

 4) владение приемами умственной деятельности;

 5) проявление самостоятельности;

 6) отношение к товарищам и взрослым;

 7) отношение к труду;

 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

 

       Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

      Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

    Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

       В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

      Пятый критерий – проявление самостоятельности – можно рассматривать, как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

       Шестой критерий предполагает формированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

        В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

       Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

 При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста.

 

АНКЕТА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

Класс

 Фамилия, имя ребенка

 Ф.И.О. родителя, заполнявшего анкету ________________________________________________________

 Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

 1. Охотно ли идет ребенок в школу?

 - неохотно

 - без особой охоты

 - охотно, с радостью

 2. Вполне ли ваш ребенок приспособился к школьному режиму? Принимает ли, как должное, новый распорядок?

 - пока нет

 - не совсем

 - в основном, да

 3. Переживает ли ваш ребенок свои учебные успехи и неуспехи?

 - скорее нет, чем да

 - не вполне

 - в основном, да

 4. Часто ли ваш ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

 - иногда

 - довольно часто

 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

 - в основном отрицательные впечатления

 - положительных и отрицательных примерно поровну

 - в основном положительные впечатления

 6. Сколько времени в среднем тратит ваш ребенок ежедневно на домашнее чтение?

 __________________________________________________(укажите конкретную цифру)

 7. Как ваш ребенок преодолевает трудности в работе?

 - перед трудностями сразу пасует

 - обращается за помощью

 - старается преодолеть сам, но может отступить

 - настойчив в преодолении трудностей

 - затрудняюсь ответить

 8. Способен ли ваш ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

 - сам этого сделать не может

 - иногда может

 - может, если его побудить к этому

 - как правило, может

 - затрудняюсь ответить

 9. Часто ли ваш ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

 - довольно часто

 - бывает, но редко

 - такого практически не бывает

 - затрудняюсь ответить

 10. Справляется ли ваш ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

 - нет

 - скорее нет, чем да

 - скорее да, чем нет

 - да