Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Вежская средняя школа
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Вежская средняя школа
Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования на 2023/2024 учебный год
В учреждении общего среднего образования:
Кодекс Республики Беларусь об образовании
свернутьКАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ?
Любая нагрузка, будь то усвоение новых знаний, длительное нахождение в вынужденной сидячей позе, общение в коллективе вызывает напряжение организма. Обычные виды деятельности для школьника становятся серьезным испытанием для физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 %, а при ответе у доски и контрольной работе пульс учащается на 15 – 30 ударов в минуту, артериальное давление повышается на 15 – 30 мм рт. ст., изменяются биохимические показатели крови.
Адаптация к школе – длительный процесс.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может протекать по-разному. Здесь можно выделить несколько групп по временным рамкам адаптации к школе.
Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течение 2 – 3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной. Не сразу выполняют нужные требования, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватным способами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
Третья группа детей (примерно 14 %) – школьники, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием посещать школу и учиться.
Наиболее напряженным для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период острой адаптации. В это время не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями.
Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является правильное распределение времени суток, иными словами, организация режима дня. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты необходимо соблюдать регулярно, ежедневно в одни и те же часы, чтобы избежать снижения работоспособности, утомления и переутомления.
Очень важно выработать общий стиль отношений к детям у родителей и педагога. Любая проблема межличностных отношений может быть решена в том случае, если мы будем тесно сотрудничать. Единство требований позволит ребенку избежать некоторых проблем в период адаптации. Ему не придется выбирать между правильным решением родителей и учителя.
Взрослые, все без исключения, всегда безмерно рады успехам своих детей.
Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым ребенком в новом мире, были для ребенка радостными и уверенными. С помощью мудрых педагогов и любящих родителей наш маленький школьник быстро освоит новый интересный мир.
Правила успешной адаптации ребёнка к школьному обучению, которые необходимо знать родителям
Адаптация (от «adaptio» — приспособление) — процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения человека к новым условиям существования.
Показывайте своему ребёнку, что вы его любите таким, каков он есть, а не только за его достижения.
Хвалите своего ребёнка за дела, поступки, успехи не менее семи раз в день. Если не за что похвалить, придумайте и создайте для него ситуацию успеха.
Почаще говорите своему ребёнку, что вы им гордитесь и за что.
Пусть он поверит в свои собственные силы.
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.
Честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребёнка. Учите его задавать вопросы учителю, одноклассникам.
Поддержите ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой выполненном задании обязательно найдите то, за что его можно эмоционально поддержать и похвалить.
Находите каждый день время, чтобы поговорить с ребёнком о школьных успехах и трудностях, о его друзьях и отношениях с ними. Обязательно похвалите его и расскажите о том, как вы сами учились в первом классе.
Если вы не знаете, как вести себя с ребёнком, поставьте себя на его место – так вы поймёте причину его поведения или поступка.
Почаще просите у ребёнка совета: придумайте для этого ситуации, аналогичные тем, которые могут произойти у него в процессе образовательной деятельности, в общении со сверстниками, педагогами.
Приучайте быть ответственным за свои поступки и действия, а также за их последствия.
Берегите здоровье ребёнка, не срывайте на нём своё плохое настроение или самочувствие.
Если вы заметили у вашего ребёнка первые признаки дезадаптации, не стесняйтесь обратиться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Родители искренне стараются определить объём хлопот при подготовке к школе. Беспокойство, как правило, вызывается недостаточной информированностью. Такое же беспокойство будет испытывать ребёнок, если вы не сможете подробно объяснить, что изменится в его жизни с началом школьного обучения.
Одна из обязательных рекомендаций родителям будущего первоклассника звучит так: познакомьте ребёнка с будущей школой, покажите дорогу к ней. А теперь представьте, насколько легче ребёнку будет адаптироваться в начальной школе, если он продолжит учиться там, куда его до этого водили родители.
Что значит "ребёнок готов к школе"?
Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребёнка в первые шесть-семь лет его жизни. Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребёнка. Изменяется образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В чём отличительная особенность положения школьника? Прежде всего, в том, что главное в его жизни - учёба - деятельность обязательная, общественно значимая. Он отвечает за неё перед учителем, перед школой, перед семьёй. Жизнь вчерашнего малыша подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило - запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.
А в чём новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка (такое отношение ко взрослому мы могли позволить малышу). Учитель воплощает в себе общественные требования к ребёнку. Оценка (не отметка, выраженная в баллах), которую ученик получает на уроке, – это некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности.
Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками. В начальной школе определяющими положение ребёнка среди товарищей становятся и его успехи в учёбе. Вместе с тем возникает такое понятие как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя).
Само учение и по содержанию, и по организации отличается от привычных ребёнку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Знания, которые дети получают в школе, носят систематизированный, последовательный характер.
Основная форма организации учебной работы школьников - урок, время на нём рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, чётко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.
Умение учиться. Что включает в себя понятие "умение учиться"?
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. Итогом развития ребёнка в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы ребёнок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе.
К таким предпосылкам относится прежде всего желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей и связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, проводившиеся в подготовительных группах учреждений дошкольного образования, показали, что желание пойти в школу дети обосновывают по-разному. Большая часть ссылается именно на учёбу как на привлекательную сторону школы.
Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение – в нём выражено стремление ребёнка изменить своё место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребёнка. В общем у семилетних детей уже наблюдается соподчинение мотивов (то есть умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо"). Это даёт ребёнку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Психологическая готовность к школе включает также качества личности ребёнка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребёнка – его внимание, память, мышление. Ребёнку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи.
Знания. Умения. Навыки
Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире - о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, "что такое хорошо и что такое плохо", то есть о моральных нормах поведения.
Важен не столько объём этих знаний, сколько их качество:
насколько они правильны, чётки, какова степень обобщённости сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребёнку в школе перейти к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребёнок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнёт отличать живое от неживого, растения от животных, созданное природой от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий - дело будущего.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребёнка к школьному обучению. Но известно: значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счётом в той ли иной мере владеют почти все дети.
Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет наличие у детей общих представлений о звуковой стороне речи и её отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребёнку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.
Что же касается навыков чтения, счёта, решения задач, то их полезность зависит от того, насколько правильно они сформированы.
Навык чтения повышает уровень готовности ребёнка к школе только при условии, что ребёнок умеет слышать звуки слова, осознает его слоговой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать.) Так же обстоит дело со счётом - он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным, или даже вредным, если усвоен механически.
Время летит незаметно. А вместе с ним и первый год обучения – чрезвычайно ответственный, но очень интересный и насыщенный год в жизни наших первоклассников.
Мы, взрослые – и учителя, и родители – хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого создаем комфортные условия и поддерживаем в ребенке желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги стараются работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом познания. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с удовольствием.
Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и жажду познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и чего-то не знать – нормальное положение вещей. На то он и ребенок.
Это путь, который ребенок должен пройти.
И у него все получится … с нашей поддержкой.
свернуть