Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Вежская средняя школа
Министр образования Беларуси Андрей Иванец сообщил, что 27 января 2024 года (в субботу) состоится репетиционный централизованный экзамен (РЦЭ).
Планируется, что в 2024 году в РЦЭ примут участие более 58000 выпускников школ.
Вопросами регистрации и сопровождения 11-классников в пункты проведения экзамена будут заниматься учителя.
Обработать бланки ответов обещают в течение 2-3-х недель.
Несколько отличий РЦЭ и ЦЭ 2023-24 учебного года
В отличие от РЦЭ, который проводился в прошлом учебном году, сейчас тесты можно будет написать не только по профильному учебному предмету на свой выбор, но и по одному из государственных языков — русскому или белорусскому.
Напомним, что всего для поступления в вуз каждому выпускнику школы необходимо сдать 3 экзамена: два теста ЦЭ — в рамках школы как выпускной и одновременно вступительный и один – как ЦТ — только как вступительный.
В этом учебном году в тесты включены задания пятого уровня сложности.
Министр образования также пообещал, что для перевода первичных баллов в тестовые, а потом тестовых баллов — в десятибалльную оценку для школьного аттестата будут использоваться те же шкалы, которые применялись при проведении ЦЭ и ЦТ в предыдущем учебном году.
Некоторые вопросы по проведению
репетиции ЦЭ 2024 года
Сроки проведения РЦЭ, ЦЭ и ЦТ:
Сроки регистрации для участия в ЦЭ и ЦТ
С 20 марта по 5 апреля – регистрация участников ЦЭ в основные сроки.
Заявка на экзаменационные материалы формируется посредством системы регистрации и предоставляется в РИКЗ в срок не позднее одного дня, следующего за днем окончания периода регистрации участников ЦЭ в основной срок.
С 9 апреля по 22 апреля – регистрация участников ЦТ в основные сроки.
С 10 по 14 июня – регистрация для участия в ЦЭ и ЦТ в резервные дни
Заявка на экзаменационные материалы формируется посредством системы регистрации и предоставляется в РИКЗ в срок не позднее одного дня, следующего за днем окончания периода регистрации участников ЦЭ в резервные дни и иной срок.
Документы
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 г. №184 (в ред. постановление Минобразования от 15.11.2023 №348)
Количество заданий ЦЭ
Приказ Министерства образования Республики Беларусь о проведении РЦЭ от 16.11.2023 №504.
актуальная информация на сайте rikc.by.
Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. №184
ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению централизованного экзамена:
10.Структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, совместно с пунктами проведения ЦЭ до 15 марта организуют проведение проверки готовности пункта проведения ЦЭ, составляют акты о готовности пунктов проведения ЦЭ по форме согласно приложению 3 (далее – акты готовности) и направляют их в РИКЗ.
17. графа 23 (срок действия документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ) – дата, до которой действителен документ, удостоверяющий личность участника ЦЭ.
В приложении 12 (Заявление на участие в ЦЭ) после графы «Номер» («Нумар») добавится графа «Срок действия» («Тэрмін дзеяння»).
18. Регистрацию участников ЦЭ в системе регистрации осуществляет пункт проведения ЦЭ совместно с комиссиями учреждений общего среднего образования в период с 20 марта по 5 апреля – для участия в основные сроки проведения ЦЭ и в срок не позднее 3 календарных дней до проведения ЦЭ – в резервные дни и иные сроки.
19. По окончании регистрации пункт проведения ЦЭ распечатывает из системы регистрации пропуск по форме согласно приложению 16, оформляет его, передает комиссии учреждения общего среднего образования, которая выдает участнику ЦЭ под роспись в ведомости выдачи пропусков по форме согласно приложению 17.
23. Заявка на экзаменационные материалы для проведения ЦЭ в основные сроки (резервные дни и иной срок) формируется посредством системы регистрации и предоставляется в РИКЗ в срок не позднее одного дня, следующего за днем окончания периода регистрации участников ЦЭ в основной срок (резервные дни и иной срок).
24.1. Пропускной режим, который включает допуск по пропуску и документу, удостоверяющему личность, в пункт проведения ЦЭ, корпус пункта проведения ЦЭ, аудиторию проведения ЦЭ участников ЦЭ, членов организационной комиссии, педагогических работников, иных лиц, которые привлекаются для сопровождения ЦЭ. Пункты проведения ЦЭ организуют взаимодействие с территориальными органами внутренних дел по обеспечению безопасности в пунктах проведения ЦЭ.
27.7. Организационная комиссия распределяет участников ЦЭ по аудиториям с использованием списков участников ЦЭ, составленных методом случайного выбора.
27.10. Организует пропускной режим в день проведения ЦЭ, в том числе в соответствии с законодательством об охранной деятельности.
28. Организационную комиссию возглавляет председатель. В состав организационной комиссии входят заместитель председателя, ответственный секретарь, члены комиссии.
30.1.В аудитории – педагогические работники и (или) уполномоченные лица, назначаемые руководителем пункта ЦЭ (далее – уполномоченные лица). Для каждой аудитории определяется не менее трех педагогических работников, в числе которых один педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ, или двух уполномоченных лиц и одного педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится ЦЭ. Из числа педагогических работников и (или) уполномоченных лиц, находящихся в каждой аудитории, определяется ответственный за сопровождение и проведение ЦЭ педагогический работник или уполномоченное лицо (далее – ответственный педагогический работник).
30.2. В коридорах – педагогические работники или уполномоченные лица в количестве, достаточном для регулирования движения, сопровождения и информирования участников ЦЭ, но не более пяти.
30.3. У входа в пункт проведения ЦЭ – не менее трех педагогических работников или уполномоченных лиц.
42. …Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 30 минут до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и пропуск.
43. Участников ЦЭ пропускают в пункт его проведения на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска.
56. …Досрочная сдача экзаменационных материалов прекращается за 15 минут до истечения времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы.
68. РИКЗ передает сертификаты по акту приемки-передачи сертификатов по форме согласно приложению 27 представителям пунктов проведения ЦЭ не позднее 12 календарных дней после завершения ЦЭ в основные сроки и не позднее 7 календарных дней после проведения ЦЭ в резервные дни, иные сроки.
74. …Сертификаты с повреждениями, не влекущими утрату содержащихся в них сведений, при отсутствии повреждения текста, печати и подписи замене не подлежат.
свернуть
Министерством образования 14 августа 2023г. принято постановление №278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году».
В частности документом установлено, что в 2023/2024 учебном году итоговые школьные экзамены пройдут в следующие сроки.
♦ У 9-классников:
Им предстоит сдавать выпускные экзамены в школах по следующим учебным предметам:
♦ У 11-классников экзамены будут проводиться в форме централизованного экзамена (ЦЭ).
1. ЦЭ-2024г. по профильному предмету (физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению), который каждый выпускник сможет выбрать сам, на свое усмотрение, пройдет в следующие сроки:
2. ЦЭ-2024 по белорусскому или русскому языку (на выбор учащегося) пройдет в следующие сроки:
Также правовым актом установлены формы и даты проведения итоговых испытаний для:
24.10.2023
1-ый этап репетиционного тестирования абитуриентов по учебным предметам за курс общего среднего образования состоится в ГУО «Средняя школа № 10 им. С.Ф.Рубанова г. Слуцка».
График проведения I этапа репетиционного тестирования:
20 ноября 2023 года (понедельник) – математика, всемирная история;
21 ноября 2023 года (вторник) – физика, химия, обществоведение;
22 ноября 2023 года (среда) – биология, иностранные языки.
23 ноября 2023 года (четверг) – русский язык;
24 ноября 2023 года (пятница) – белорусский язык;
27 ноября 2023 года (понедельник) – история Беларуси, география.
Начало тестирования с 14.30 ч.
Зарегистрироваться на репетиционное тестирование можно до 12 ноября 2023 года на сайте РИКЗ (РТ. ON-LINE РЕГИСТРАЦИЯ).
Справка по телефону 75-7-76.
Регистрация участников репетиционного тестирования только по предъявлению пропуска регистрации 20-24 ноября 2023 года и 27 ноября 2023 года с 13.30 до 14.15 ч. в ГУО «Средняя школа № 10 имени С.Ф.Рубанова г. Слуцка».
Стоимость репетиционного тестирования (репетиционное тестирование включает в себя регистрацию и прохождение репетиционного тестирования, обработку и представление результатов, предоставление решений заданий теста для выполнения работы над ошибками) для одного участника по одному учебному предмету составляет 9,90 (девять рублей 90 копеек).
Совершить оплату можно с использованием банковских платежных карточек в платежно-справочных терминалах (инфокиосках), платежных терминалах и банкоматах, расчетно-кассовых центрах банков, с использованием Интернет-банкинга, мобильного банкинга, а также наличными денежными средствами в кассах любого банка.
Больше информации можно прочитать в разделе ВЫПУСКНИКУ
В целях оказания помощи обучающимся, их законным представителям и иным заинтересованным лицам в получении информации об организации итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования с 10 мая по 9 июня 2023 года организована работа «горячих линий».
"Горячая линия" учреждения образования работает в будние дни с 9.00 до 13.00:
8 (01795) 7 77 87 - Городецкая Наталья Владимировна, директор школы.
8 (01795) 7 77 87 - Харламенкова Ирина Геннадьевна , заместитель директора по учебно-воспитательной работе
"Горячая линия" управления по образованию Слуцкого райисполкома работает в будние дни с 9.00 до 13.00:
8 (01795) 7 50 63 - Лашук Вероника Алексеевна, заместитель начальника управления
8 (01795) 7 59 61 - Самусевич Татьяна Михайловна, главный специалист управления по образованию
"Горячая линия" главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета работает с 9.00 до 13.00 по телефонам:
8017 500 42 42
8017 500 41 63
8017 500 42 26
свернутьПлан работы ДУА “Вежская сярэдняя школа”
у перыяд з 26 мая па 9 чэрвеня в вучнямі IX, ХІ класа
№ п/п |
Дата |
Час правядзення |
Мерапрыемства |
Адказныя |
Месца правядзення |
1 |
26.05.2023
|
12.50 |
Інфармацыйная гадзіна «Уступная кампанія 2022/2023», ХІ клас |
Заяц А.В. |
каб. № 21 |
10.50 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да ЦТ па Гісторыі Беларусі |
Гуткоўскі П.М. |
каб. № 23 |
||
11.50 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да экзамену па Гісторыі Беларусі, IX клас |
Гуткоўскі П.М. |
каб. № 23 |
||
13.00 |
Падрыхтоўка да выпускнога вечару |
Еўстратава М.В., педагог-арганізатар |
актавая зала |
||
2 |
29.05.2023 |
10.00 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да экзамену па рускай мове, IX клас |
Гурыновіч С.А. |
каб. № 29 |
11.50 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да ЦТ па англійскай мове |
Харламенкава І.Г. |
каб. № 22 |
||
11.00 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да экзамену па матэматыцы, IX клас |
Заяц А.В. |
каб. № 21 |
||
3 |
30.05.2023 |
9.00 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да экзамену па беларускай мове, IX клас |
Гарадзецкая Н.У. |
каб. № 23 |
4
|
31.05.2023
|
10.50 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да ЦТ па Гісторыі Беларусі |
Гуткоўскі П.М. |
каб. № 23 |
9.00 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да экзамену па Гісторыі Беларусі, IX клас |
Гуткоўскі П.М. |
каб. № 23 |
||
12.00 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да ЦТ па англійскай мове |
Харламенкава І.Г. |
каб. № 22 |
||
5 |
01.06.2023
|
13.00 |
Падрыхтоўка да выпускнога вечара |
Еўстратава М.В., педагог-арганізатар |
актавая зала |
6
|
02.06.2023 |
10.00 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да экзамену па рускай мове IX клас |
Гурыновіч С.А. |
каб. № 29 |
11.00 |
Конкурс “Знаўцы спорту” |
Яскавец А.Л., настаўнік фізічнага выхавання |
спартыўная пляцоўка |
||
9.50 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да ЦТ па Гісторыі Беларусі |
Гуткоўскі П.М. |
каб. № 23 |
||
7 |
05.06.2023
|
9.00 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да ЦТ па англійскай мове |
Харламенкава І.Г. |
каб. № 22 |
13.00 |
Падрыхтоўка да выпускнога вечара |
Еўстратава М.В., педагог-арганізатар |
актавая зала |
||
8 |
06.06.2023
|
10.00 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да экзамену па матэматыцы IX клас |
Заяц А.В. |
каб. № 21 |
10.00 |
Падрыхтоўка да выпускнога вечара |
Еўстратава М.В., педагог-арганізатар |
актавая зала |
||
9 |
07.06.2023
|
10.20 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да ЦТ па Гісторыі Беларусі |
Гуткоўскі П.М. |
каб. № 23 |
11.20 |
Падрыхтоўка да выпускнога вечара |
Еўстратава М.В., педагог-арганізатар |
актавая зала |
||
90.0 |
Кансультацыі па падрыхтоўцы да экзамену па Гісторыі Беларусі IX клас |
Гуткоўскі П.М. | каб. № 23 | ||
10 |
08.06.2023
|
11.30 |
Падрыхтоўка да выпускнога вечара |
Еўстратава М.В., педагог-арганізатар |
актавая зала |
11 |
09.06.2023
|
12.00 |
Афармленне школы да выпускнога |
Еўстратава М.В., педагог-арганізатар, Заяц А.В., Хомчык У.У. |
актавая зала |
Намеснік дырэктара па ВВР І.Г. Харламенкава
свернутьС 10 мая по 1 июня 2023 года открыта регистрация на централизованное тестирование. Пройти регистрацию можно на сайте Республиканского института контроля знаний.
свернуть
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
________________А.В. Кадлубай
«2» февраля 2023 г.
О завершении учебных занятий, окончании 2022/2023 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования
На основании части второй пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании:
учебные занятия завершаются 31 мая, а для учащихся IX и XI (XII) классов – 25 мая;
учебный год завершается 31 августа.
Обращаем внимание, что с учетом постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году» освоение содержания учебных программ для учащихся XI (XII) класса завершаются:
12 мая |
по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» |
19 мая |
по учебным предметам, которые учащиеся выбрали для сдачи в качестве второго централизованного экзамена |
25 мая |
по всем учебным предметам, по которым учащиеся не сдают централизованные экзамены |
Торжественные мероприятия «Последний звонок» для учащихся IX классов (Х классов, в которых обучались учащиеся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования), XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся 25 мая 2022 г.
В IX и XI (XII) классах необходимо скорректировать календарно-тематическое планирование изучения всех учебных предметов с учетом сроков полного освоения содержания учебных программ, указанных в п. 1 настоящего письма.
При необходимости в IV четверти в расписание учебных занятий по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература», «Русский язык» и «Русская литература» вносятся изменения: до 12 мая уроки литературы могут быть заменены уроками языка, после 14 мая – уроки языка, соответственно, уроками литературы.
Обращаем внимание, что учебные программы по учебным предметам для IX, XI классов построены так, что основной учебный материал может быть усвоен учащимися в течение 34 учебных недель. Учитель имеет право перераспределить количество часов на изучение тем в пределах общего количества, установленного на изучение содержания учебного предмета в соответствующем классе, используя педагогически целесообразные методы обучения и воспитания, разнообразные формы проведения учебных занятий.
В помощь учителю разработаны рекомендации по корректировке календарно-тематического планирования по учебным предметам в IX, XI классах учреждений общего среднего образования (во втором полугодии 2022/2023 учебного года) с учетом сроков завершения учебных занятий. Рекомендации размещены на национальном образовательном портале (Главная/Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год/Общее среднее образование/Учебные предметы. V-XI классы).
В период с 22 по 25 мая в XI (XII) классах:
проводятся учебные занятия по всем учебным предметам в соответствии с расписанием учебных занятий. По учебным предметам, по которым учащиеся сдали централизованный экзамен, рекомендуется провести уроки систематизации и обобщения, уроки-практикумы;
проводится квалификационный экзамен по профессиональной подготовке для учащихся XI (XII) классов, в которых все учебные предметы изучаются на базовом уровне.
С 26 мая по 9 июня в учреждениях общего среднего образования необходимо организовать консультации по подготовке к централизованному тестированию; классным руководителям – проведение мероприятий совместно с педагогом-психологом, руководителем по военно-патриотическому воспитанию, руководителем физического воспитания, библиотекарем.
На основании положений главы 5 (Условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования) Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 (в редакции от 30 декабря 2022 г. № 509) «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» (далее – Правила проведения аттестации), постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году»:
аттестация учащихся IX класса по всем учебным предметам по итогам учебного года проводится до 25 мая;
аттестация учащихся XI (XII) класса по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык» по итогам учебного года проводится до 12 мая;
аттестация учащихся XI (XII) класса, которые в соответствии со своим выбором сдают централизованный экзамен по одному из следующих учебных предметов «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)», «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», по итогам учебного года проводится до 19 мая;
аттестация учащихся XI (XII) класса по учебным предметам, по которым они не сдавали централизованный экзамен, а также по иным учебным предметам, по которым не предусмотрены итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, проводится до 25 мая.
Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации.
Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования указан в пунктах 40 и 41 Правил проведения аттестации.
Полный перечень оснований для освобождения учащихся от централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.
Обращаем внимание, что постановлением Министерства образования от 30 декабря 2022 г. № 509 внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, в том числе и в категории учащихся, которые могут быть освобождены от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов. Так, данным постановлением предусмотрена возможность освобождения от выпускных экзаменов на II ступени общего среднего образования, от выпускных и централизованных экзаменов на III ступени общего среднего образования учащихся, которые обучались на дому.
Для освобождения от централизованных экзаменов учащиеся, которые обучались на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), учащиеся, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен подают руководителю учреждения образования заявление.
Централизованный экзамен сдается в такой же форме как и централизованное тестирование, поэтому, если учащийся решает написать заявление об освобождении от централизованного экзамена, то он лишается права в 2023 году проходить регистрацию на централизованное тестирование. Обращаем внимание, что проект соответствующего нормативного правового акта в настоящее время проходит процедуру принятия и после его подписания будет размещен на сайте Министерства образования. Окончательное решение будет доведено дополнительно.
Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в виде выпускного экзамена.
Выпускные экзамены проводятся с 1 по 9 июня 2023 г. (основные сроки) и с 21 по 25 августа 2023 г. (иные сроки).
6.1. Выпускные экзамены для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования, учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, для учащихся первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
«Белорусский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);
«Русский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);
«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);
«История Беларуси» – по билетам в устной форме.
6.2. Учащиеся гимназии-колледжа искусств дополнительно сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме.
6.3. Выпускные экзамены для учащихся второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);
«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);
«История Беларуси» – по билетам в устной форме.
При проведении выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся с нарушением слуха второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната по их желанию разрешается подготовить ответы в письменном виде (п.4 статьи 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
6.4. Выпускные экзамены для учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся по следующим учебным предметам:
«Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – диктант (отводится 1 астрономический час) или изложение (отводится 4 астрономических часа) в письменной форме (по выбору учащегося);
«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);
«История Беларуси» – по билетам в устной форме.
В учреждениях общего среднего образования при проведении выпускных экзаменов в письменной форме (за исключением выпускного экзамена по математике) в классах интегрированного обучения и воспитания создаются две экзаменационные комиссии и выделяются два отдельных помещения для проведения выпускного экзамена.
6.5. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.
Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме объявляются через средства массовой информации. В 2023 году тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на сайте Министерства образования (edu.gov.by / Общее среднее образование / Окончание 2022/2023 учебного года).
Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 3 ноября 2022 г. № 648. Указанные билеты размещены на национальном образовательном портале (Педагогам/Экзамены) и на сайте Министерства образования (Уровни образования / Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования / Управление общего среднего образования / Информация).
Обращаем внимание, что второй вопрос билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умения учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, иными источниками.
В 2022/2023 учебном году выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться с использованием единых практических заданий для всех учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования. Практические задания для проведения выпускного экзамена будут размещены 25 мая 2023 г. на национальном образовательном портале (Педагогам /Экзамены/ Практические задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси).
С 1 февраля 2023 г. на национальном образовательном портале открывается рубрика «Практические задания для выпускного экзамена», в которой будут размещаться задания, разработанные учителями истории учреждений общего среднего образования. Данные задания рекомендуется использовать для подготовки к выпускному экзамену по учебному предмету «История Беларуси», а также при проведении учебных занятий. Из заданий, размещенных в рубрике «Практические задания для выпускного экзамена», будут сформированы единые практические задания для проведения выпускного экзамена.
Даты проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:
в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования, специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, с нарушением слуха (первое отделение):
Дата прове-дения |
Учебный предмет |
Форма проведения |
Используемые сборники экзаменационных материалов |
1 июня 5 июня 7 июня |
Бело- русский язык |
Изложение |
Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання |
Русский язык |
Изложение |
Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания |
|
Математика |
Контрольная работа |
Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання |
|
Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021,2022, 2023 годы издания |
в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха (второе отделение):
Дата прове-дения |
Учебный предмет |
Форма проведения |
Используемые сборники экзаменационных материалов |
1 июня 5 июня |
Бело- русский язык |
Изложение |
Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннем слыху, для вучняў з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2023 год выдання |
Русский язык |
Изложение |
Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения и воспитания. Тексты диктантов. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования, 2023 год выдання |
|
Математика |
Контрольная работа |
Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання |
|
Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021,2022, 2023 годы издания |
в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи:
Дата прове-дения |
Учебный предмет |
Форма проведения |
Используемые сборники экзаменационных материалов |
1 июня 7 июня |
Бело- русский язык |
Диктант или изложение |
Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннем слыху, для вучняў з цяжкімі парушэннямі маўлення ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Тэксты дыктантаў. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі» 2023 год выдання |
Русский язык |
Диктант или изложение |
Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для учащихся с нарушением слуха, для учащихся с тяжелыми нарушениями речи учреждений образования с русским языком обучения и воспитания. Тексты диктантов. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2023 год выдання |
|
Математика |
Контрольная работа |
Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2020, 2023 гады выдання |
|
Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2020, 2021, 2022, 2023 годы издания |
Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.
Начиная с 25 мая 2023 г. в учреждениях образования должны проводиться по утвержденному руководителем учреждения образования расписанию консультации по подготовке к выпускным экзаменам.
Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованных экзаменов или выпускных экзаменов.
7.1. Итоговые испытания в виде централизованного экзамена проводятся для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
7.2. Итоговые испытания могут проводиться в виде централизованного экзамена или выпускного экзамена (по выбору учащегося):
для учащихся с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования. Учащиеся, которые итоговые испытания проходят в виде выпускных экзаменов, при поступлении в учреждения высшего образования сдают внутренние вступительные испытания; учащиеся, которые итоговые испытания проходят в виде централизованного экзамена, – проходят централизованное тестирование;
для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении.
7.3. Учащиеся гимназии-колледжа искусств дополнительно сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства, который проводится в практической форме в период с 25 по 31 мая 2023 г.
7.4. Обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната (постановление Министерства образования от 8 августа 2022 г. № 234) аттестация в порядке экстерната проводится в соответствии с постановлением Министерства образования от 11 июля 2022 г. № 184 и состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам, по которым экстерном сдаются экзамены, отметок по итогам прохождения экстерном итоговых испытаний по отдельным учебным предметам и отметок из справки об обучении. Итоговые испытания экстерны проходят по двум учебным предметам в виде централизованного экзамена, которые определены постановлением Министерства образования от 23 августа 2022 г. № 278.
7.5. Централизованные экзамены проводятся:
по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки 14 мая 2023 г., резервные дни 23 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 21 августа 2023 г.;
по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки 21 мая 2023 г., резервные дни 25 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 23 августа 2023 г.
Выпускные экзамены проводятся с 1 по 9 июня 2023 г, (основные сроки) и с 21 по 25 августа 2023 г. (иные сроки):
по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение (отводится 4 астрономических часа);
в виде выпускного экзамена по выбору учащегося из числа следующих учебных предметов:
«Математика» – контрольная работа в письменной форме отводится 5 астрономических часов);
«Физика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» – по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь от 28.11.2022 № 693, которые размещены на национальном образовательном портале: Педагогам/Экзамены/Экзаменационные билеты/4. Билеты для проведения выпускных экзаменов при освоении содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
Обращаем внимание, что практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе.
Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.
7.6. Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов (пункт 61 Правил проведения аттестации учащихся), с использованием следующих сборников материалов для выпускного экзамена по соответствующему учебному предмету, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.
Текст для изложения в письменной форме по учебному предмету «Белорусский язык»:
для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, из Зборніка матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на IІI ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2017 год выдання;
для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата из Зборніка матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на IІI ступені агульнай сярэдняй адукацыі для вучняў з парушэннямі слыху, для вучняў з парушэннямі зроку, для вучняў з парушэннямі функцый апорна-рухальнага аппарату ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2023 год выдання.
Текст для изложения в письменной форме по учебному предмету «Русский язык» определяется:
для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, из Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2017, 2019, 2020, 2021, 2022 годы издания;
для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата из Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата учреждений образования с русским языком обучения и воспитания Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования», 2023 год издания.
Задания для контрольной работы в письменной форме по учебному предмету «Математика» для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, учащихся, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования для учащихся с нарушениями слуха, для учащихся с нарушениями зрения, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, из Зборніка заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Матэматыка» за перыяд навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2022 год выдання; Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования», 2022 год издания.
Даты проведения выпускных экзаменов устанавливает руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования.
Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 46 Правил проведения аттестации.
Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме доводятся до учреждений образования в порядке, установленном структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования. Руководитель учреждения образования, в котором проводятся выпускные экзамены, несет ответственность за обеспечение конфиденциальности заданий для проведения выпускных экзаменов.
Обращаем внимание, что в учреждениях общего среднего образования для проведения как выпускных, так и централизованных экзаменов создаются экзаменационные комиссии (пункт 48 Правил проведения аттестации учащихся). Приложениями 26, 27 к Правилам проведения аттестации учащихся установлена форма протокола выпускного экзамена и форма протокола централизованного экзамена.
О проведении выпускных вечеров
Выпускные вечера для учащихся XI (ХІІ) классов рекомендуется провести 10 июня 2023 г.
Об использовании и заполнении документов об образовании, документов об обучении
Информируем о том, что при выдаче документов об образовании (свидетельства об общем базовом образовании, свидетельства об общем базовом образовании с отличием, аттестата об общем среднем образовании, аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью, аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью, свидетельства о специальном образовании) можно использовать имеющиеся в наличии у учреждений образования бланки, образцы которых установлены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении» (основание – абзац четвертый пункта 3 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении»).
Обращаем внимание, что:
в документах об общем среднем образовании:
без выставления отметок производится запись названий усвоенных учебных программ факультативных занятий и названий учебных предметов, изученных на повышенном уровне;
в графе «Поведение» пишется прописью оценка поведения;
в документах об общем базовом образовании в графе «Средний балл свидетельства» пишется средний балл свидетельства, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы);
в документах об общем среднем образовании в графе «Средний балл аттестата» пишется средний балл аттестата, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы).
В справку об обучении вносятся наименования учебных предметов и результаты аттестации за соответствующий период обучения.
Дополнительно информируем, что в 2023/2024 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – с 1 сентября 2023 г. по 28 октября 2023 г.;
вторая – с 8 ноября 2023 г. по 23 декабря 2023 г.;
третья – с 8 января 2024 г. по 23 марта 2024 г.;
четвертая – с 1 апреля 2024 г. по 31 мая 2024 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
осенние – 10 дней с 29 октября 2023 г. по 7 ноября 2023 г. включительно;
зимние – 15 дней с 24 декабря 2023 г. по 7 января 2024 г. включительно;
весенние – 8 дней с 24 марта 2024 г. по 31 марта 2024 г. включительно;
летние – 92 дня с 1 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 81 день с 12 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. включительно.
Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 19 февраля 2024 г. по 25 февраля 2024 г. продолжительностью 7 дней.
свернуть
ВНИМАНИЕ!!!
❗️В Министерстве образования в период с 6 декабря по 30 декабря 2022 года будет работать "открытая телефонная линия" по вопросам вступительной кампании и проведения выпускных экзаменов в 11-х классах учреждений общего среднего образования в 2023 г..
Часто задаваемые вопросы по Централизованному экзамену
свернуть
Тэлефоны “гарачай лініі”
па пытаннях арганізаванага
завяршэння навучальнага года,
арганізацыі і правядзення выпускных экзаменаў
Галоўнае ўпраўленне па адукацыі Мінаблвыканкама |
8(017)5004242 |
Упраўленне па адукацыі Слуцкага райвыканкама |
8(017)75043 |
|
Штодзённа (панядзелак-пятніца) з 8.00 да 17.00 абед з 13.00 да 14.00 |
Гарадзецкая Наталля Уладзіміраўна – дырэктар школы |
77-7-87 |
Харламенкова Ірына Генадзьеўна– намеснік дырэктара па ВВР |
77-7-87 |
|
Штодзённа (панядзелак-пятніца) з 8.00 да 16.00 (субота) з 8.00 да 13.00 |
СОВЕТЫ ПОСТУПАЮЩИМ
Совет №1
Не пытайтесь пройти весь школьный курс за такой короткий срок. Лучше повторите основные моменты, не беритесь за изучение нового материала: можете забыть то, что учили в течение всего года, и не получить "свой" балл на ЦТ.
Помните, что готовиться к экзаменам лучше с 9.00 до 12.00 и с 15.00 до 18.00. Именно в эти часы мозг находится на пике своих возможностей. А вот самое плохое время для подготовки – 2 часа ночи. Даже если вам кажется, что ночью учить лучше, сделайте перерыв, все равно заученное в это время забудется уже к вечеру.
Хотя здесь все очень индивидуально. Например, Анастасия Кохан, студентка факультета международных отношений БГУ, в прошлом году набрала целых 397 баллов. Сто баллов Настя набрала по русскому языку (олимпиада) и по обществоведению, 98 по английскому (был репетитор) и 99 - средний балл аттестата. Вот, как она готовилась в последние дни:
"Учила и повторяла, я даже в день ЦТ в 5 утра вставала и повторяла".
Согласитесь, что это скорее исключение из правил. Прислушивайтесь к своему организму.
Совет №2
Не нервничайте. Фраза "Я не поступлю!" еще никому не помогла. Успокойтесь. Только не пейте перед экзаменом валерьянку! Она замедляет деятельность головного мозга. Постарайтесь не акцентировать внимание на тех моментах, которые у вас получаются плохо: вы ведь все равно что-то знаете. Не преувеличивайте, ведь на тестировании есть задания разного типа.
Настя, например, заверила меня в том, что у нее не было никаких истерик, никаких "Я не сдам!". Настройтесь на позитивный лад, ведь чем больше вы будете нервничать, тем невнимательнее вы будете на экзамене.
Совет №3
И тут мы подошли к самому важному. Будьте внимательны на самом тестировании и не допускайте типичных ошибок! Надеюсь, вы уже довели процесс заполнения бланков до автоматизма (если нет, еще не поздно купить сборник с примером бланков). Конечно, не забудьте взять паспорт и пропуск на экзамен. Но это скорее всем понятные вещи, а вот, что не понятно, так это то, с какой завидной частотой абитуриенты допускают одни и те же ошибки при выполнении заданий.
Игорь Варакса, заместитель директора Лицея БГУ, координатор проведения репетиционного тестирования, дал несколько дельных советов:
"Засталося зусім мала часу. Не наеўся - не наліжашся. Таму, калі ўжо ўсё зроблена, калі няма часу рыхтавацца, трэба ўзгадаць наступныя моманты, бо вельмі часта атрымліваецца так, што ўсё добра ведаеш, але не заўсёды гэтым карыстаешся. Па-першае, чытайце заданні! Вельмі часта вучань не чытае заданні і робіць не тое, што просяць аўтары тэста. Напрыклад, трэба выбраць тое, што "з'яўляецца", а абітурыент, наадварот, выбірае тыя пункты, якія "не з'ўляюцца". Таму, калі вы не чытаеце ўмовы, вы робіце больш памылак. Так часта здараецца з разумнымі дзецьмі, ды нават я, бывае, раблю такую памылку. Таму уважліва чытайце заданні! Па-другое, не пераацэньвайце свае магчымасці. Гэта хутчэй праблема не гуманітарыяў, а тых, хто здае прадметы, дзе трэба не только выкарыстоўваць веды, тое, што вы запомнілі, але і рашаць задачы. Вучань сустракае складаную задачу і вельмі доўга яе рашае, яму здаецца, што ён ведае, як яе рашыць, але нешта не атрымліваецца. Нярэдка адбываецца так, што вучні марнуюць час, губляюць яго, а маглі б выканаць яшчэ 10 заданняў. Таму аглядайце ўсе заданні, рашайце спачатку простае, а потым вяртайцеся да больш складаных. Гэта і ёсць два самыя распаўсюджаныя праблемныя моманты, з-за якіх вучні могуць атрымаць ніжэйшы бал”.
Совет №4
Вашему организму тоже нужна поддержка. Постарайтесь, помимо здорового сна, правильно питаться. Ешьте три-четыре раза в день и обязательно плотно завтракайте. Никакого фаст-фуда, только полезные для мозга калорийные и богатые витаминами продукты: молоко, рыба, мясо, овощи, фрукты. Помните, что чай из тмина стимулирует нервную систему, а витамин С, содержащийся в цитрусовых, поможет побороть стресс.
Бороться с приступами голода между приемами пищи лучше всего с помощью маленьких кусочков черного шоколада, орехов и фруктов. А вот жевать в процессе обучения не рекомендуется: прочитанные строчки "съедятся" вместе с пищей и забудутся через десять минут.
Совет №5
Уже после ЦТ постарайтесь отвлечься. Вы уже выполните тест и сдадите его: все, что могли вы уже сделали. Можете возвращаться к совету №1 и готовить к следующему тесту. Кстати, помните пословицу "За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь"! Не старайтесь в последние дни готовиться ко всем трем предметам одновременно: все ваши знания могут превратиться в кашу, причем плохо сваренную.
Организация самоподготовки к централизованному тестированию
Начиная подготовку к ЦТ, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а что конкретно сегодня будете учить, какие разделы какого предмета. Конечно, хорошо начинать, пока свежая голова, начинать с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв.
Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, – это опорные пункты ответа.
В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
При подготовке к ЦТ полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на текст.
Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу – любому, кто может выслушать. Или перед зеркалом. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
Если в какой-то момент подготовки к тестированию вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить все, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.
Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому, белорусскому языкам), в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать вслух, как вы выполняли, каков ход ваших действий и рассуждений.
Накануне тестирования. Оставьте один день перед тестированием на то, чтобы повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и напишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, то можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение.
Черновик надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги. Все, что можно, вычисляйте в уме. Времени будет достаточно. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешном тестировании.
Накануне экзамена не надо переутомляться. С вечера перестаньте готовиться. Прогуляйтесь. Лягте спать раньше обычного времени, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья и силы. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. К сказанному ранее добавим еще несколько полезных советов.
Некоторые особенности запоминания
Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.
Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержания работоспособности
Чередование умственного и физического труда.
Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20-30 минут отвести взгляд вдаль, оторвать газа от книги).
Минимум телевизионных передач!
Как вести себя на тестировании
После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.
Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению теста.
Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните, самое дорогое на ЦТ – это время.
ПОДГОТОВКА К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ
Для того чтобы улучшить тестовый балл, прежде всего надо избавиться от страха перед тестами.
Одна из причин тестофобии – страха перед тестами – известна точно. Она основывается на представлении, что результат по тесту – что-то вроде «пожизненного диагноза» или приговора. Но это ошибочное представление! Особенно по отношению к тестам, измеряющим достижения, в частности, к тестам на общеобразовательные знания: чем раньше выявлены проблемы, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению.
Существуют реальные способы повысить тестовый балл. Причем значительно!
Первый из этих способов – усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными наставниками, выполнение самостоятельных работ, т.е. весь комплекс необходимой учебной работы. В общем, добросовестно изучать предмет в школе и на дополнительных занятиях.
Второй способ улучшения тестового балла – это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения или доказательстве теоремы, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся.
Приведем несколько наиболее прямых и универсальных рецептов стратегии подготовки к тестам и тактики их выполнения. Данные рецепты сформулированы в стиле советов опытного тренера ученикам.
Тренируйтесь! Перед официальным соревнованием, ЦТ, следует выполнять как можно больше опубликованных тестов просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают вам другой многообразный опыт – самонаблюдения и оптимальной саморегуляции времени тестирования.
Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, смоделировать тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование, достаточно сложно.
Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, т.е. следуйте рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать инструкцию, а нужно сразу познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов прояснит вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Ее можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.
Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные и непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие задания, с которыми вы обязательно справитесь, глупо недобрать очков только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, застряв на тех, учебный материал которых вам не известен или плохо изучен.
Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках (а это легко), а не сразу на пяти-семи (что гораздо труднее).
Сокращайте выбор! Если несколько ответов (1-2) из четырех или пяти вариантов кажутся вам совершенно неподходящими, а остальные – подходящими с равной вероятностью, то в этом случае верным будет не пропускать это задание, а стараться выбрать ответ из остальных. Путем такой тактики вы получите больше очков.
Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание (вопрос), забывайте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить другое задание. Эта установка дает вам и другой бесценный психологический эффект – забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по зубам). Думайте о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.
Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы будете стараться понять условия задания по «первым словам» и достраивать концовки в своем воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки (в самых легких вопросах).
Не огорчайтесь! В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того, никто или почти никто не должен выполнить все 100% заданий! Поэтому нет смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ложно: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок. В итоге вы получите если не самый высокий тестовый балл, то вполне и вполне приличный.
Запланируйте два круга! Спланируйте среднее время на каждое задание таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания по «первому кругу». Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас («своих») заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вам вначале пришлось пропустить.
ПАМЯТКА ВЫПУСКНИКАМ,
СДАЮЩИМ ЭКЗАМЕН В ВИДЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
Сосредоточься и не спеши!
Прежде чем писать, дважды перечитай вопрос и убедись, что правильно понял задание.
Начни отвечать с более легкого вопроса.
Пропускай трудные или непонятные задания. В тесте обязательно будут задания, с которыми ты справишься.
Прочитывай текст до конца.
Думай только о текущем задании. Забудь о неудаче в прошлом задании, если она была.
Исключай! Многие задания можно решить быстрее, если сразу исключить неправильные варианты.
Запланируй 2 круга ответов, оставляя:
Проверяй! Оставь время для проверки, чтобы увидеть явные ошибки.
Угадывай! Если ты можешь предпочесть один ответ другому интуитивно, доверяй своей интуиции.
Не огорчайся! Количество выполненных тобой заданий уже может быть достаточно, чтобы получить хорошие баллы.
свернуть