Преемственность дошкольного и начального образования

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

развернуть

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и  общего среднего образования на 2023/2024 учебный год

В учреждении общего среднего образования:

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Положение об учреждении общего среднего образования (постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283)

Образовательный стандарт. Дошкольное образование (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228)

Образовательный стандарт начального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь  от 26.12.2018 № 125)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 августа 2022 г. № 229 "Учебная программа дошкольного образования"  

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2017 № 90 Учебные программы по учебным  предметам

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 24 сентября 2007 г. № 50 (в редакции Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 ноября 2009 г. № 69) «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16 октября 2018 г. № 105 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 15.08.2019 № 139 "Тыпавы вучэбны план дашкольнай адукацыі"

Пастанова Міністэрства адукацыі рэспублікі беларусь 06.05.2020  № 83 Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 20.04.2021 № 71 Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 6 мая 2020 г. № 83

Пералік вучэбных выданняў для выкарыстання ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацьі, ў якасці вучэбных дапаможнікаў для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) у 2021/2022 навучальным годзе

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление  Министерства здравоохранения Республики Беларусь от25.01 2013 г. № 8)

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525 "Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований"

свернуть

Родителям будущих первоклассников

развернуть

КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ?

Любая нагрузка, будь то усвоение новых знаний, длительное нахождение в вынужденной сидячей позе, общение в коллективе вызывает напряжение организма. Обычные виды деятельности для школьника становятся серьезным испытанием для физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 %, а при ответе у доски и контрольной работе пульс учащается на 15 – 30 ударов в минуту, артериальное давление повышается на 15 – 30 мм рт. ст., изменяются биохимические показатели крови.

Адаптация к школе – длительный процесс

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может протекать по-разному. Здесь можно выделить несколько групп по временным рамкам адаптации к школе.

Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течение 2 – 3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной. Не сразу выполняют нужные требования, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватным способами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

Третья группа детей (примерно 14 %) –  школьники, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием посещать школу и учиться. 

Наиболее напряженным для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период острой адаптации. В это время не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями. 

Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является правильное распределение времени суток, иными словами, организация режима дня. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты необходимо соблюдать регулярно, ежедневно в одни и те же часы, чтобы избежать снижения работоспособности, утомления и переутомления.

Очень важно выработать общий стиль отношений к детям у родителей и педагога. Любая проблема межличностных отношений может быть решена в том случае, если мы будем тесно сотрудничать. Единство требований позволит ребенку избежать некоторых проблем в период адаптации. Ему не придется выбирать между правильным решением родителей и учителя. 

Взрослые, все без исключения, всегда безмерно рады успехам своих детей. 

Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым ребенком в новом мире, были для ребенка радостными и уверенными. С помощью мудрых педагогов и любящих родителей наш маленький школьник быстро освоит новый интересный мир.

Правила успешной адаптации ребёнка к школьному обучению, которые необходимо знать родителям

 Адаптация (от «adaptio» — приспособление) — процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения человека к новым условиям существования.

  Показывайте своему ребёнку, что вы его любите таким, каков он есть, а не только за его достижения. 

Хвалите своего ребёнка за дела, поступки, успехи не менее семи раз в день. Если не за что похвалить, придумайте и создайте для него ситуацию успеха. 

Почаще говорите своему ребёнку, что вы им гордитесь и за что.

Пусть он поверит в свои собственные силы.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. 

Честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребёнка. Учите его задавать вопросы учителю, одноклассникам.

Поддержите ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой выполненном задании обязательно найдите то, за что его можно эмоционально поддержать и похвалить.

Находите каждый день время, чтобы поговорить с ребёнком о школьных успехах и трудностях, о его друзьях и отношениях с ними. Обязательно похвалите его и расскажите о том, как вы сами учились в первом классе.

Если вы не знаете, как вести себя с ребёнком, поставьте себя на его место – так вы поймёте причину его поведения или поступка.

Почаще просите у ребёнка совета: придумайте для этого ситуации, аналогичные тем, которые могут произойти у него в процессе образовательной деятельности, в общении со сверстниками, педагогами. 

Приучайте быть ответственным за свои поступки и действия, а также за их последствия. 

Берегите здоровье ребёнка, не срывайте на нём своё плохое настроение или самочувствие.

Если вы заметили у вашего ребёнка первые признаки дезадаптации, не стесняйтесь обратиться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.  

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Родители искренне стараются определить объём хлопот при подготовке к школе. Беспокойство, как правило, вызывается недостаточной информированностью. Такое же беспокойство будет испытывать ребёнок, если вы не сможете подробно объяснить, что изменится в его жизни с началом школьного обучения. 

Одна из обязательных рекомендаций родителям будущего первоклассника звучит так: познакомьте ребёнка с будущей школой, покажите дорогу к ней. А теперь представьте, насколько легче ребёнку будет адаптироваться в начальной школе, если он продолжит учиться там, куда его до этого водили родители. 

 Что значит "ребёнок готов к школе"?

Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребёнка в первые шесть-семь лет его жизни. Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребёнка. Изменяется образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В чём отличительная особенность положения школьника? Прежде всего, в том, что главное в его жизни - учёба - деятельность обязательная, общественно значимая. Он отвечает за неё перед учителем, перед школой, перед семьёй. Жизнь вчерашнего малыша подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило - запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.

А в чём новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка (такое отношение ко взрослому мы могли позволить малышу). Учитель воплощает в себе общественные требования к ребёнку. Оценка (не отметка, выраженная в баллах), которую ученик получает на уроке, – это некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. 

Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками. В начальной школе определяющими положение ребёнка среди товарищей становятся и его успехи в учёбе. Вместе с тем возникает такое понятие как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя).

Само учение и по содержанию, и по организации отличается от привычных ребёнку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Знания, которые дети получают в школе, носят систематизированный, последовательный характер.  

Основная форма организации учебной работы школьников - урок, время на нём рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, чётко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

Умение учиться.  Что включает в себя понятие "умение учиться"?

Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. Итогом развития ребёнка в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы ребёнок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе.

К таким предпосылкам относится прежде всего желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей и связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, проводившиеся в подготовительных группах учреждений дошкольного образования, показали, что желание пойти в школу дети обосновывают по-разному. Большая часть ссылается именно на учёбу как на привлекательную сторону школы. 

Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение – в нём выражено стремление ребёнка изменить своё место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребёнка. В общем у семилетних детей уже наблюдается соподчинение мотивов (то есть умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо"). Это даёт ребёнку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Психологическая готовность к школе включает также качества личности ребёнка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребёнка – его внимание, память, мышление. Ребёнку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи.

Знания. Умения. Навыки

Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире - о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, "что такое хорошо и что такое плохо", то есть о моральных нормах поведения. 

Важен не столько объём этих знаний, сколько их качество:

насколько они правильны, чётки, какова степень обобщённости сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребёнку в школе перейти к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребёнок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнёт отличать живое от неживого, растения от животных, созданное природой от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий - дело будущего.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребёнка к школьному обучению. Но известно: значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счётом в той ли иной мере владеют почти все дети. 

Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет наличие у детей общих представлений о звуковой стороне речи и её отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребёнку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

Что же касается навыков чтения, счёта, решения задач, то их полезность зависит от того, насколько правильно они сформированы. 

Навык чтения повышает уровень готовности ребёнка к школе только при условии, что ребёнок умеет слышать звуки слова, осознает его слоговой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать.) Так же обстоит дело со счётом - он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным, или даже вредным, если усвоен механически. 

Время летит незаметно. А вместе с ним и первый год обучения – чрезвычайно ответственный,  но очень интересный и насыщенный год  в жизни наших первоклассников. 

Мы, взрослые – и учителя,  и родители – хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого  создаем  комфортные условия и поддерживаем в ребенке желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги  стараются работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом познания. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с удовольствием.

  • Прежде всего, каждый день интересуйтесь  школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем занимались на уроке русского языка?», «Что необычное было на уроке физкультуры?» «Какой полезный завтрак  был сегодня?» и т.д.
  • Ребенок не      должен      панически бояться      ошибиться.

Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха подавляет инициативу,  желание учиться, да и просто радость жизни и жажду познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и чего-то не знать – нормальное положение вещей. На то он и ребенок. 

  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.  Признайте за первоклассником право на индивидуальность.
  • Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не журите ребенка за неспособность чтото понять или сделать. Мы просим вас только положительно оценивать достижения первоклассника, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
  • Проявляйте к ребенку максимум внимания, радуйтесь даже самым маленьким его продвижениям по лесенке знаний. Чем больше времени вы посвятите совместным занятиям с ребенком, тем больше возможностей откроете для него.
  • Верьте в ребенка! Вселяйте в него уверенность, что учиться интересно, что он «все может, всего достигнет», стоит ему захотеть.
  • Мотив, о котором не следует забывать – мотив долга и ответственности. Необходимо напоминать ребёнку, что учёба – это его обязанность. Обязанности есть у всех людей.

 Это путь, который ребенок должен пройти. 

И у него все получится … с нашей поддержкой.

свернуть
Ещё в этом разделе