Урок мужества

14.04.2016

14 апреля активисты  ПО ОО БРСМ и пионеры дружины «Алые паруса» ГУО «Вежская СШ»   побывали на экскурсии на базе 30-й отдельной железнодорожной бригады войсковой части № 18662  г. Слуцка. Поездка была приурочена к очень значимой дате для нашего белорусского народа –  Международному дню освобождения узников фашистских лагерей.

  Ещё накануне экскурсии,  педагог – организатор нашей школы Сахнова Татьяна Ивановна рассказала, что 11 апреля во всем мире отмечается памятная дата — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Она установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.

    Концлагеря — это места заключения больших масс людей, помещенных туда по политическим, социальным, расовым, религиозным и иным признакам. Широкое распространение они получили в годы Второй мировой войны и были расположены, как в самой фашистской Германии, так и на оккупированных ею территориях.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей, гетто и тюрем.

    За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли более 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза. Примерно 12 миллионов человек так и не дожили до освобождения, среди них — около 2 миллионов детей.
   На Нюрнбергском процессе в 1946 году международный трибунал признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества.
   Не обошла эта беда и наш родной город Слуцк. Как мы узнали уже из рассказа заместителя начальника по идеологической работе  30-й отдельной железнодорожной бригады Клешевича Ивана Дмитриевича, именно на территории войсковой части № 18662 в годы Великой Отечественной войны действовал фашистский концлагерь. Здесь находились не только военнопленные,  но и мирные жители из центральных районов России. Их после поражения под Москвой фашисты насильственно угоняли в тыл, на территорию Белоруссии, в том числе и в Слуцк. Вместе с узниками из России  в лагере были и жители Случчины, попавшие сюда за связь с партизанами и подпольщиками.

    Не могу даже представить себе, что пришлось вынести несчастным заключённым. На месте современной солдатской столовой в годы войны стоял крематорий, где людей просто сжигали заживо. Люди умирали от голода, холода, болезней, от чудовищных фашистских издевательств. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей — это настоящие уроки мужества для молодого поколения.

   На месте массовых захоронений 22 июня 2004 года на территории войсковой  части  был открыт памятник  замученным узникам. И в этом году 11 апреля у памятника  проходил митинг посвящённый памяти погибших. На нём присутствовали и бывшие выжившие узники фашистских концлагерей.

   Мы стояли у  каменной глыбы и думали…  этот памятник – не мертвый камень. Он признан донести до грядущих поколений память о неувядаемой славе мужественных борцов против тиранов, за мир, свободу и человеческое достоинство. В память о всех тех, кто отдал все свои силы и саму жизнь за Родину, умер, но не предал свой народ,  возведен этот мемориальный знак.

Очень интересной и содержательной оказалась экскурсия по музею,……………….. созданному на базе войсковой части. ………………………………….рассказал, что история войсковой  части тоже началась в годы Великой Отечественной войны.

30‑я Краснознаменная отдельная железнодорожная бригада сформирована 14 июля 1941 года в городе Мичуринске Тамбовской области. С 24 июля части соединения вошли в состав Северо-Западного фронта.
В годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1944 год личный состав бригады выполнял боевые задачи по прикрытию и восстановлению железных дорог общей протяженностью около 900 километров. В марте 1965 года управление соединения прибыло на территорию БССР, местом ее дислокации стал Минск.

 В 2011 году на основании директивы Министерства обороны была проведена реорганизация путем соединения 30‑й и 307‑й отдельных железнодорожных бригад. Тогда же 30‑я отдельная железнодорожная бригада  передислоцировалась в город Слуцк, где и находится по сегодняшний день.

За годы пребывания в нашей республике личным составом соединения были выполнены значительные объемы работ в рамках плана развития народного хозяйства:
—построены железнодорожный обход вокруг города Минска, вторые пути Гомель — Жлобин — Осиповичи, Калинковичи — Овруч, Гомель — Тереховка, Лунинец — Ракитное;
—произведена реконструкция крупных железнодорожных станций в Минске, Гомеле, Витебске, Бресте, Жлобине, Бобруйске, других белорусских городах;
—построены подъездные пути к 12 крупнейшим предприятиям Республики Беларусь, в том числе к Белорусскому металлургическому заводу в Жлобине, к заводу МАЗ в Минске, к заводу БелАЗ в Жодино.
Всего воинами-железнодорожниками бригады введено в строй в Республике Беларусь более 150 километров новых, 320 километров вторых и 500 километров подъездных железнодорожных путей, уложено 700 комплектов стрелочных переводов, выполнено около 6 миллионов кубических метров земляных работ. Построены два средних и шесть малых мостов, 15 путепроводов, 40 объектов транспортного предназначения.
С первых дней Чернобыльской трагедии военнослужащие бригады трудились в непосредственной близости от четвертого энергоблока ЧАЭС, подводя к нему железнодорожные пути.
    В 2000 году личный состав соединения участвовал в строительстве и сдаче в эксплуатацию нового железнодорожного вокзала в Минске.
   В настоящее время бригада осуществляет планы боевой подготовки, участвуя в реализации важнейших государственных программ по совершенствованию нашей белорусской транспортной инфраструктуры.

  После музея экскурсия продолжалась по территории части и опять мы прикоснулись к историческим ценностям. Например, в целях сохранения и приумножения традиций железнодорожных войск на территории соединения установлен паровоз марки Эр № 789-34 образца 1932 года. В своё время это был самый современный, мощный и экономичный паровоз.