программа адаптации

Программа адаптации молодого учителя

Актуальность и социальная значимость проблемы адаптации молодых учителей

      Вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят директора школ, методисты. А между тем по-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там.

     Согласно статистике,   из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Несколько лучше ситуация складывается в гимназиях, лицеях, колледжах, но и там вопросы привлечения и обучения грамотных специалистов актуальны.

     Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста вполне можно решить в стенах учебного заведения.

     Адаптационная работа включает в себя:

 знакомство со школой, представление молодого учителя коллективу школы на педагогическом совете;

 анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);

 закрепление учителя-наставника за молодым специалистом;

 заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;

 выделение свободного методического дня.

 

Цель Программы – обеспечить  постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.

Задачи Программы:

  1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании
  2. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
  3. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
  4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

Основные направления  работы по реализации Программы

   1. Составление плана работы с молодыми специалистами заместителя директора по ОД

     План работы заместителя директора по ОД включает в себя создание оптимальных условий для успешной работы, ведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами, оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков, проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.

    2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.

             С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.

 3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы.

    Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.

    Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

 5 . Составление плана работы молодого специалиста.

             План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.

 6. Работа по Программе адаптации молодого учителя – составная  часть методической службы школы.

     В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы школы.

    Руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.

   Так, например, проводятся методические объединения

1)      «Особенности  организации работы на уроке»

 (особенности организации  дополнительных и стимулирующих занятий, как со слабоуспевающими учениками, так и с учениками с высоким уровнем мотивации к обучению;  развитие познавательных интересов учащихся разных возрастных групп,  соблюдение преемственности в обучении);

2)      «Нетрадиционные подходы  в обучении»

 (активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов;  роль урока-игры в повышении познавательной активности учащихся,  инновационные методики организации учебной деятельности (технологии модульного обучения, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проектной деятельности и др.),  использование информационных технологий в преподавании);

 3)      «Воспитательный  фактор урока»

 (воспитание сознательной деятельности и её роли в повышении уровня овладения общеучебными умениями и навыками;  конфликтные ситуации на уроках и пути выхода из них;  роль уроков в воспитании патриотизма, национального самосознания, общечеловеческих нравственных ценностей, бережного отношения учащихся к окружающей среде).

    При проведении методических объединений  организуется обзор новинок методической литературы,  проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, педагогов, воплощающих в своей деятельности идеи гуманизации образования, проводится систематизация опыта педагогов школы.

     Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся.

      Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.

  Планируемые результаты  Программы:

  1)     Подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя.

 2)     Совершенствование системы методической работы учреждения образования.

 3)     Повышение качества образования.

 4)     Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Индикативные показатели Программы:

 1)      Умение планировать учебную деятельность,  как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.

 2)      Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.

 3)      Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

 4)      Умение проектировать воспитательную систему

 5)      Умение индивидуально работать с детьми.

 6)      Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.

 7)      Становление молодого учителя как учителя-профессионала.

 8)      Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.