современный урок

Как подготовить достойный урок

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

 1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

 -  четко определить и сформулировать для себя его тему;

 -  определить место темы в учебном курсе;

 - определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

 - и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

 2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

 3.Спланировать учебный материал

 Для этого надо:

 Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

 Подобрать учебные задания, целью которых является:

 -   узнавание нового материала;

 -  воспроизведение;

 -  применение знаний в новой ситуации;

 - применение знаний в незнакомой ситуации;

 -  творческий подход к знаниям.

 Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

 -   задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

 - задания, способствующие осмыслению материала учеником;

 -   задания, способствующие закреплению материала учеником.

 4.Продумать "изюминку" урока.

 Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

 5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

 Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

 Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

 6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

 -  что контролировать;

 - как контролировать;

 -  как использовать результаты контроля.

             При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

 7.Подготовить оборудование для урока.Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

 9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

 - формальную;

 - содержательную;

 -  аналитическую.

 Формальная часть выглядит так:

 Урок № __________

 Тема:____________

 Цель:____________

 Задачи: обучающие:_____________

 развивающие:__________________

 воспитывающие:_______________

 Оборудование:______________________________________________

 Последовательность отдельных этапов урока.

 Содержательная часть - состоит из двух частей:

 1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

 2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

 что делают

 этап урока    

 Ученики       

 Учитель

 Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.